Posted 11 февраля 2007,, 21:00

Published 11 февраля 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:46

Updated 8 марта, 08:46

Куршевель – это звучит гордо

11 февраля 2007, 21:00
Скандал на французском горнолыжном курорте Куршевель, активно освещавшийся СМИ, подробно обсуждали в разговорах с близкими и знакомыми лишь 5% наших сограждан. Такие данные представили эксперты Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Вместе с тем социологи обратили внимание на двойственное отношени

Задержание французской полицией в курортном городке Куршевель группы российских бизнесменов стало в середине января одной из главных новостей на страницах газет и в обзорах ТВ. Однако в подробности этого скандала сегодня посвящены лишь 17% россиян. «Кое-что» слышали о нем 46%, а 35% – впервые узнали о забавах миллионеров от экспертов ВЦИОМ, проводивших на прошлой неделе социологический опрос в 153 населенных пунктах.

Куршевель, по мнению социологов, явился своеобразной лакмусовой бумажкой. Пожалуй, впервые с того момента, когда имена россиян стали появляться в рейтингах толстосумов, постепенно выходя в них на первые позиции, перед остальными жителями страны встал вопрос: если бедность – не порок, можно ли то же самое сказать о богатстве?

Казалось бы, многие помнят евангельское: «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому попасть в Царство Небесное». Казалось бы, слово «олигарх» в России – синоним слова «вор». Казалось бы, покушения на жизнь миллионеров у читателей желтой прессы вызывают, скорее, злорадство, нежели сочувствие. Но, если верить выводам сотрудников ВЦИОМ, в общественном мнении богатые – люди, живущие в каком-то параллельном мире. И спорить с этим всерьез – глупо.

К тому, как наши миллиардеры зажигают в Куршевеле, почти половина их сограждан (44%) относятся с безразличием. Вдвое больше (86%) считают: частная собственность – дело святое, и каждый вправе сорить деньгами по своему усмотрению. При ближайшем рассмотрении, впрочем, выясняется, что делать это в ситуации, когда в стране много бедных, аморально (так думают 67% против 22%) и что государство вправе вносить коррективы в досуг буржуинов (56% против 35%). Практически поровну разделились мнения участников опроса ВЦИОМ в оценке поведения богачей на отдыхе за рубежом (40% не видят здесь отличий от поведения обычных туристов, 36% – все-таки чувствуют некую разницу).

По оценкам ВЦИОМ, упрекать богатых в купеческих замашках с годами будут все реже и ситуация начнет напоминать времена Островского, когда все видели, что за деньги можно купить и безупречную репутацию, и право нарушать общественный порядок, однако мало кто об этом говорил. И связана такая тенденция с тем, что молодежь по-другому, чем их родители, понимает личную свободу. Как я живу – не касается никого, тем более – как я отдыхаю (так думают 56% в возрасте 18–24 лет).

Вот и выходит, что одни в новогодние каникулы без устали взрывают петарды и потягивают пиво, а другие зажигают под шампанское за 1 тыс. евро с куртизанками в куршевелях.



СМОТРИТЕ ФОТОРЕПОРТАЖ:

Куршевель: там, где расслабляются олигархи


Феликс РАЗУМОВСКИЙ, историк, ведущий телевизионного цикла «Кто мы?» :

– Нет ничего удивительного в том, что молодежная группа участников опроса ВЦИОМ проявила солидарность с олигархами, кутившими в Куршевеле. Ведь и г-н Прохоров, и те, с кем он проводил во Французских Альпах рождественские каникулы – это люди, сколотившие свои состояния, когда им было немногим больше тридцати. В глазах 18–25-летних они – пример для подражания, но позиционируют себя вне русской культуры. По данным того же опроса, две трети пожилых россиян выказали протест против поведения своих сограждан за границей. Именно пожилые объективно являются хранителями национальной культуры. Молодое же поколение стремится перенять культуру Запада, потому считает поведение олигархов адекватным, даже если оно принимает дикие формы.
Что касается вопроса, почему СМИ в данном случае мало повлияли на общественное мнение, наивно полагать, будто охочие до скандалов журналисты могут радикально менять суждения людей по какому-либо вопросу, тем более, если это касается частной жизни конкретных персон. Роль СМИ заключается в том, чтобы доносить до общества информацию без высказывания окончательного суждения по данным фактам, а народ в каждом случае сам делает выводы.

"