Posted 11 февраля 2004,, 21:00

Published 11 февраля 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

Скрытая угроза

Скрытая угроза

11 февраля 2004, 21:00
Вчера кандидат в президенты России Иван Рыбкин попытался внятно рассказать о своем скандальном вояже на Украину. Однако его выступление в прямом эфире одной из радиостанций породило еще большее непонимание по поводу того, зачем он уезжал и почему никому ничего не сказал. Более того, сложилось впечатление, что у Ивана

Кандидат на пост президента России Иван Рыбкин во вторник вернулся из Киева, где с четверга на конспиративной квартире в тайне от своей жены и соратников по партии, по его словам, встречался с членами украинской оппозиции.

После почти недельного отсутствия Москва встретила политика снегопадом, фотовспышками, тяжелым, каменным молчанием соратников и проклятиями жены, раздававшимися из мобильного телефона. С женой Иван Петрович обещал разобраться дома, у соратников просил время собраться с мыслями, а с журналистами пообещал встретиться на следующий день. И вчера эта встреча случилась.

Правда, точное ее место до обеда было не известно. В штабе партии «Либеральная Россия» перед журналистом «Новых Известий» закрыли дверь, как только услышали красивое русское имя Иван. В предвыборном штабе Рыбкина царила паническая растерянность. Секретарша Маша со страданием в голосе сказала, что все начальство разъехалось. И она даже не знает, не в Киеве ли их надо искать. А охранник пояснил, что Иван Рыбкин и раньше появлялся здесь редко. Наконец, выяснилось что глас нашедшегося кандидата в президенты должен эхом разлететься по всей Москве. Иван Петрович решил выступить в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы». Устроители нервничали. Разрешит ли Иван Рыбкин снимать себя в студии. «Все зависит от него», – говорил главный редактор радиостанции Алексей Венедиктов. А журналисты поглядывали на часы. Мало ли. Вдруг снова исчезнет. Но в назначенное время двери лифта открылись, и таинственный герой появился. Чуть смущенный и растерянный, он поздоровался с журналистами. И тут же раздался крик «Вас удерживали насильно»? Рыбкин скромно распрямил плечи и с достоинством произнес: «Что я могу сказать, это достаточно страшная и странная история. Меня никто не удерживал, но есть службы…» И пошел готовиться к эфиру.

Вся студия была заставлена телекамерами. Стол завален микрофонами. Все хотели услышать откровения Ивана Рыбкина о таинственном вояже в Киев.

«Я доставил многие минуты страдания своим близким», – на глазах у рассказчика выступили слезы. А журналисты еще ближе постарались придвинуться к столу, забыв, что под ногами сидят их коллеги. Дальнейшая речь Ивана Рыбкина напоминала крик души израненного зверя, загнанного в угол страшными и таинственными обстоятельствами. За короткое время у него набралось около 50 заграничных поездок. Но они ему надоели. Точнее «обрыдли», как выразился главной герой. И он пытался найти спасение от этой суеты. Он брал билет в Шереметьево на свое имя, но вместо себя отправлял дворника. А сам садился и ехал в другую, противоположную сторону. Одним словом, г-н Рыбкин постоянно пытался бежать. Но за ним всякий раз бежали еще какие-то непонятные люди. По словам Рыбкина, эти странные личности находили его везде. На протяжении двух лет. И в ресторане, и во время встречи с послами. И на прошлой неделе Иван Петрович в четверг решился на «отчаянный шаг» и поехал в Киев, чтобы встретиться с друзьями. В известность родственников он не поставил.

Он доехал без приключений, паспорт проверяли и украинские, и российские пограничники. «Даже пропуск в Госдуму показывал», – сказал Рыбкин

В Киеве проходили встречи с верными друзьями. С кем встречался, Рыбкин не рассказывает. Но много, по его словам, людей в квартире было. Одни заходили, другие выходили. Движение было постоянным. И в пятницу наш герой уже собирался вернуться, но... «Засиделись допоздна, – говорит Иван Петрович. – Включил телевизор, узнал про теракт, и вдруг между делом мелькнула информация, что пропал Рыбкин. Вы понимаете, я вдруг начинаю понимать, что меня не могут найти, что я пропадаю. Меня ищут и говорят, что никто не пересекал границу. Но пограничники меня видели»

«Представьте, вы есть, а вас потеряли», – говорит кандидат. И он решил не раскрывать место своего нахождения. По мнению Рыбкина, распространение информации о его исчезновении стало игрой спецслужб. И он решил их перехитрить. «Решил лечь на дно!» На это «дно» постоянно кто-то приходил. «Собеседники менялись часто, даже очень», – рассказывает Рыбкин. Но доверял он лишь одному из них и с его помощью выбрался, по его словам, из западни.

Добраться до аэропорта было трудно. «Мне пришлось купить несколько билетов на разные рейсы. Меня поражает просто то, что происходило со мной, – повторял через каждые десять минут Рыбкин, – Я размышляю, как все это было выстроено».

Рыбкин не знает, будет ли в свете всего произошедшего с ним в последнее время снимать свою кандидатуру с выборов. Для этого он должен посоветоваться с друзьями.

«Предположить, что Рыбкин фантазирует, трудно, а утверждать на 100%, что у господина Рыбкина мог произойти временный параноид, нельзя. Но в принципе, так как он кандидат в президенты, необходимо провести его психическое освидетельствование», – заявил «НИ» руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях, профессор Михаил Виноградов.

Кое-кто, кстати, до сих пор подозревает Ивана Петровича в лукавстве. «У меня есть сомнение, что Иван Рыбкин действительно был в Киеве, – поделился с «НИ» депутат Госдумы Геннадий Гудков. – В целом же я думаю, все это планировалось совершенно иначе. Вылететь без охраны, водителя, не предупредив жену и начальника штаба, а потом, как герой, показаться: «Вот он я». Был сценарий, но что-то у них не сложилось, и пришлось вернуться так, что собственная жена от него отказалась».

Между тем доверенное лицо Рыбкина Андрей Завидия, комментируя «НИ» развитие событий, сообщил, что Иван Петрович по-прежнему нацелен на победное окончание президентской гонки.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности Михаил Гришанков заявил «НИ», что привязка исчезновения Рыбкина к деятельности спецслужб звучит как минимум некорректно. «Я бы еще выставил ему иск от всей правоохранительной системы России, которая была занята его поисками».

В Кремле странное поведение альтернативного кандидата в президенты предпочли не воспринимать вообще. Как заявил «НИ» советник действующего президента Сергей Самойлов, «исчезновение Рыбкина – это его проблема, а не проблема администрации». «Нам тут сказать нечего», – резюмировал Самойлов.

"