Posted 11 января 2006,, 21:00

Published 11 января 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:25

Updated 8 марта, 09:25

Там Русью пахнет!

Там Русью пахнет!

11 января 2006, 21:00
Сотрудники Фонда «Общественное мнение» отметили наступление Нового года опросом россиян об их отношении к бане. Момент проведения опроса связан, очевидно, с тем, что именно зимой наши сограждане чаще всего посещают «храм чистоты» – лучше нигде не согреешься. Возможно, на выбор времени для исследования повлиял и новогод

Слухи о победоносном шествии джакузи, душевых кабин и прочих подобных устройств по бескрайним российским просторам сильно преувеличены. Так же как и мнение, будто сауна составляет ощутимую конкуренцию нашей старой доброй парной. Почти половина из нас, как и в эпоху коммуналок, посещают баню, причем отечественному варианту отдают предпочтение три четверти «банных людей». Каждый второй из числа посещающих баню – 23% по выборке в целом – делает это не реже чем раз в неделю. Причем респонденты критически оценивают как свои подвиги на банном поприще («можно и чаще»), так и предоставляемые для этого возможности. 40% жалуются, что бань в России не хватает. Как ни странно, особо ощутим дефицит в сельской местности, где, казалось бы, на каждом огороде своя банька должна стоять.

Самая любопытная часть исследования – ответы на вопрос: «А зачем вы туда вообще ходите?» 17% по выборке в целом вынуждены делать это из-за отсутствия в доме ванны или душа (на селе – 33%). Но гораздо чаще (28%) возможность помыться дома у россиян есть, и в баню они ходят по другим причинам. Эти причины, как отмечают социологи, свидетельствуют: баня в России – больше чем баня. Поход в нее – скорее элемент стиля жизни, нежели гигиеническая необходимость.

16% считают баню «источником телесной и душевной радости», «местом, где можно расслабиться». Оздоровительной процедурой поход в баню является для 5%. Об особой банной атмосфере (не в смысле пара, а с точки зрения духовной) заявили 3% россиян, и столько же оценили культурно-исторические истоки банного ритуала («там русский дух, там Русью пахнет», «это традиция, народное достояние»).

Несколько скорректировали картину ответы респондентов на вопрос о мотивах, побуждающих париться не их лично, а некого абстрактного гражданина России. Тут баня ассоциировалась прежде всего со здоровьем – 25% («первый доктор – баня»), с экстремальностью процедуры (для 20% «баня – это парилка, веник, пар и жар). По мнению 3% опрошенных, в баню ходят потому, что «это место, где можно хорошо выпить». Вообще же самые популярные «банные напитки» – пиво (9%) и чай (7%).

И последнее. Никогда не бывали в бане 17%, зато 39% хотели бы там появляться чаще, чем случалось до сих пор.




Какие развлечения предпочитает российский средний класс

"