Posted 11 ноября 2022,, 15:03

Published 11 ноября 2022,, 15:03

Modified 7 марта, 11:53

Updated 7 марта, 11:53

Тифлопедагог в Москве учит трудиться, а людей с инвалидностью - трудиться еще больше

Тифлопедагог в Москве учит трудиться, а людей с инвалидностью - трудиться еще больше

11 ноября 2022, 15:03
52 года работает в тифлопедагогике инвалид I-й группы по зрению Венера Закировна Денискина. Кандидат педагогических наук из Москвы имеет более 150 научных публикаций, медали, нагрудные знаки и неиссякаемый оптимизм.

Венера Закировна не согласна с некоторыми коллегами, что ребенку-инвалиду не надо говорить, что он “не такой”.

- Я говорю: выйдет во двор, там ему быстро объяснят, такой он или не такой, - сказала Венера Денискина.

Она 74 года живет в практической слепоте и 52 года занимается тифлопедагогикой – наукой о воспитании, обучении, развитии и (ре)абилитации людей с нарушением зрения.

- Человеку с физическим отличием важно четко представлять, чем он отличается от других. Общество так устроено: чтобы в инвалиде признали равного, он должен быть немножечко равнее, - продолжает Венера Закировна.

А мы, съемочная группа проекта #безграничные_возможности2022, затаили дыхание и внимаем:

- На голову выше быть не обязательно. Нужно быть профессионалом. А чтобы реализовать себя, необходимо трудиться. Что такое гений? Это 5% таланта, остальное трудолюбие. Я далеко не гений. Я просто трудолюбивая и увлеченная.

Мы в гостях в уютной светлой кухне с белыми занавесками у гостеприимной хозяйки. Пахнет выпечкой. 76-летняя бодрая москвичка явно рада гостям. С маленьким остатком зрения хозяйка ухоженными руками с аккуратным малиновым маникюром уверенно открывает дверцу серванта. На столе с белоснежной скатертью появляются блестящие чистотой чашки и блюдца. Венера Закировна подходит к плите, ставит пузатую турку. Кухня наполняется запахом кофе. Ложечки идеально разложены по ячейкам в выдвижном ящике – отдельно чайные, десертные, столовые, отдельно ножи лезвием влево, ручками вправо. Ни один предмет не заблудился, каждый на своем месте. Хозяюшка комментирует:

- Есть люди -“вечный поиск”, а у меня во всем должен быть порядок. Это вопрос не терпеливости, а времени. Зато не тратишь время на поиски нужного предмета.

Одна малюсенькая часть одного глаза Венеры Закировны видит цвета и предметы на близком расстоянии. В возрасте 2-х лет Венера перенесла коревую краснуху. Наступила практическая слепота. В 6-м классе и на 4-м курсе из-за проблем со здоровьем отнималась правая рука, потом, благодаря лечению, функции руки восстанавливались, но с возрастом эта рука постепенно опять их теряет. В 33 года после гриппа слух снизился до 3-й степени, а полной потерей слуха считается 4-я степень. Без слуховых аппаратов Венера Закировна общаться не может. В 35 лет после гриппа полностью потеряла обоняние. В последние 20 лет обострились проблемы с позвоночником.

- Семья и спецшкола воспитали во мне оптимизм такой силы, что мне чаще самой приходится поддерживать зрячеслышащих друзей и близких, чем им меня. Я часто болела, но дома и в школе для слепых детей к нам был самый правильный подход: старайся максимально быть независимым в быту. В результате я выросла оптимисткой со знанием: чтобы чего-то добиться, надо много трудиться.

Трудолюбивая студентка получила два высших образования, очно математическое в Башкирском государственном университете и заочно тифлопедагогическое в Ленинграде на факультете дефектологии РГПУ имени А.И. Герцена. Работала 4 года учителем математики в школе для слепых в городе Уфе.

- Выйдя замуж, я переехала в Москву. Здесь более 40 лет работала в НИИ дефектологии АПН СССР, который с 1992 года был переименован в Институт коррекционной педагогики РАО: занималась разработкой методик обучения и (ре)абилитации слепых и слабовидящих детей, в 1986 году защитила диссертацию, в 1991 году получила звание старшего научного сотрудника, - рассказывает профессионал.

Много раз Венера Денискина повышала квалификацию. А потом уже сама с 1997 года по 2016 год преподавала (в качестве совместителя) в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования тифлопедагогические дисциплины. Одновременно работала (тоже по совместительству) в Институте профессиональной реабилитации и подготовки персонала Всероссийского общества слепых “РЕАКОМП”.

На столе появляются кыстыбый и вак бялиш - блюда татарской кухни. Первое похоже на сложенные вдвое лепешки с зажатой между половинками картошкой, а второе – пирожки с мясом, запеченные в духовке. Хозяюшка испекла все это специально к нашему приходу. Венера Закировна говорит, что интервью голодным операторам давать не собирается. Стесняться и устоять уже невозможно - от аромата невольно слюнки текут. Мы кушаем и думаем, что в кулинарии, как и в педагогике, Венера Закировна тоже профессионал.

- Будучи глубоким инвалидом, с 60 до 70 лет я возглавляла в Институте коррекционной педагогики РАО лабораторию содержания и методов обучения детей с нарушением зрения, - продолжает рассказ гостеприимная хозяюшка после славного ланча. - В 2016 году ушла было на пенсию, но попросили поддержать вновь созданную в МПГУ кафедру тифлопедагогики. Там и работаю по сей день доцентом.

Мы просим Венеру Закировну показать нам нагрудные знаки и медали. Нам очень интересно – регалии почетные. Мы проходим в гостиную.

Венера Денискина награждена серебряной медалью ВДНХ СССР в 1991 году. Ведомственная медаль Л. С. Выготского вручается от Министерства просвещения Российской Федерации педагогам за «совершенствование методов психологического и педагогического сопровождения граждан, научно-методическое обеспечение педагогической и психологической поддержки». Венеру Закировну наградили такой медалью в 2021 году.

От Всероссийского общества слепых у Венеры Денискиной нагрудный знак “За заслуги перед Всероссийским обществом слепых I степени”, значок “Отличник ВОС”, грамоты и звание “Ветеран ВОС”.

В 2007 году выдающийся педагог награждена нагрудным знаком “Почетный работник общего образования Российской Федерации”.

- Я студентам все время рассказываю, что ты - один человек, маленькая единица общества - можешь сам влиять на обстоятельства. Я из тех редких людей, которые на вопрос, что бы вы изменили в жизни, отвечаю: “Ничего”. День в день я бы прожила свою жизнь так, как прожила и живу. Когда просят профессиональный совет, говорю: “Трудитесь!”

Хозяйка московской квартиры открывает стеклянную дверцу книжного шкафа:

- Здесь мои книги для учителей и родителей слепых и слабовидящих детей, журналы и сборники с моими статьями и книги обо мне. 150 публикаций. Некоторые переведены на китайский, немецкий, французский… На этой полке шкафа нет ничего, где бы я не присутствовала.

Мы топчемся на пороге, с сожалением покидая этот теплый дом. Мы горячо прощаемся, а в голове еще долго звучат слова профессионала-педагога и доброго оптимиста Венеры Закировны Денискиной:

- Покажите мне такого человека, у которого неограниченные возможности здоровья. Когда мне говорят “люди с ОВЗ”, я всегда так отвечаю: «Жизнь прекрасна и удивительна. Она одна. Как бы ни было тяжело, нужно жить достойно!»

"