Posted 10 ноября 2014,, 21:00

Published 10 ноября 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 04:11

Updated 8 марта, 04:11

Отдел добровольного розыска

Отдел добровольного розыска

10 ноября 2014, 21:00
Вчера в Москве нашли 11-летнюю школьницу Настю Кравченко, которая ушла из дома 8 ноября. В поиски девочки активно включились около 50 волонтеров поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт». Добровольцы ушли на улицы в то время, когда отряд праздновал завершение своего первого всероссийского форума, на который прибыли де

Добровольцы не просто ежедневно выходят на улицы, чтобы помочь потерявшимся людям, но и постоянно учатся достигать максимальной эффективности в поиске. Для этого впервые за четыре года существования отряда и был собран всероссийский форум, где встретились около 70 представителей из 27 регионов России. «Страна большая, специфика поиска в разных городах отличается. Цель форума – собраться всем, познакомиться, обменяться опытом, научиться лучше искать людей, а затем вернуться домой и работать, работать и работать...», – объяснила «НИ» координатор отряда «Лиза Алерт» Ирина Воробьева.

Поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт» появился в октябре 2010 года после гибели Лизы Фомкиной, пропавшей в Орехово-Зуево. Пятилетняя девочка потерялась в лесу вместе с тетей. Ребенка почти никто не искал в течение пяти дней, а когда о пропаже стало известно, на поиски Лизы бросились около 500 добровольцев. К сожалению, вернуть девочку домой живой и здоровой они не успели: она скончалась от переохлаждения на девятый день после исчезновения. Нашли ее на десятый.

Вскоре в Москве и области появился поисково-спасательный отряд из добровольцев, который назвали в честь ребенка – «Лиза Алерт». Alert по-английски – «тревога», а в США похожим образом – AMBER Alert – называется система оповещения при пропаже ребенка (Amber здесь – не только аббревиатура, но и имя девочки, пропавшей и убитой в 1996 году). «Сегодня волонтеры «Лизы Алерт» есть примерно в 40 регионах, но активных (тех, которые могут отправить на поиск хотя бы пять человек) около 30», – говорит Ирина Воробьева.

В поисковой строке «Яндекса» кто-то ищет «Лизу Алерт» каждые 3–6 минут. Как сообщил на открытии форума председатель «Лизы Алерт» Григорий Сергеев, за время существования отряда был проведен 2761 поиск. Были найдены 2185 живых людей, 582 погибших человека, а 472 остаются пропавшими. Начать поиск важно как можно раньше: если сделать это в первые сутки, то в 98% случаев пропавшего найдут живым, если на третьи – вероятность снижается до 48%.

Отряду важно налаживать взаимодействие с полицией, постоянно совершенствовать способы поиска. В большинстве случаев в полиции и МЧС понимают, что добровольцы помогают, а не мешают. «Для меня неважно, кто найдет человека и поможет ему. Важно, чтобы он живым и здоровым приехал домой», – заявил на открытии форума начальник оперативно-разыскной части ГУ МВД России по Московской области полковник полиции Евгений Старостин. «В полиции вас любят те, кто реально работает. Вы нас контролируете», – добавил замначальника 7 отдела Управления уголовного розыска ГУ МВД России по Москве подполковник полиции Дмитрий Пичугин. Свои благодарности прислали и заместители председателя правительства РФ Ольга Голодец и Аркадий Дворкович.

Волонтеры, рядом с которыми корреспондент «НИ» провела два дня, в поиске готовы ко всему: например, разыскивая одного человека, случайно наткнуться в лесу на труп другого. Подобные истории, которых у каждого за плечами множество, добровольцы рассказывают со спокойствием, которое легко принять за цинизм. Больше всего волонтеры не любят тех, кто пытается нажиться на людском горе: «Был у нас один, который попросил 30 тысяч рублей у родственников за взлом аккаунта ребенка в соцсети. Естественно, мы сразу прекратили с ним какие-либо отношения», – делится один из волонтеров.

Первый день форума был посвящен лекциям. Добровольцам рассказывали, как правильно опрашивать заявителей, как узнать о «потеряшке» максимум информации, как правильно составить ориентировку, взаимодействовать с полицией, осуществлять городские поиски. «Никогда не помещайте на ориентировки номера телефонов родственников. Иначе их достанут мошенники и экстрасенсы. Кроме того, всю информацию о поиске должен собирать один человек», – объясняет в ходе лекции Ирина Воробьева. Также советуют не ставить никаких фотографий в купальниках, никакой информации о заболеваниях и приметах, которые не видно под одеждой.

Второй день форума оказался не в пример активнее: участникам пришлось встать в 5 утра, чтобы отправиться на аэродром «Кудиново» в Калужской области, где «Лиза Алерт» организовала масштабные полевые учения с авиацией по поиску пропавших.

«Согласно легенде, упал корабль, отвалившийся от межпланетной космической станции, с несколькими космонавтами на борту. По лесу валяются предметы, имитирующие обломки судна, а также есть живые люди, имитация погибших и раненых», – рассказывает член правления межрегиональной общественной организации пилотов и граждан – владельцев воздушных судов России, владелец аэродрома Александр Михайлов. Пилот сотрудничает с «Лизой Алерт» все четыре года существования отряда, но сам ищет людей и другие объекты с 2003 года. Участники форума слушают его вступительное слово и расходятся по аэродрому. Перед тем как группа уходит в лес, команда отправляется на «обучалки»: как пользоваться компасом и навигатором, как организовывать людей, как «читать» следы.

Только побывав на учениях, можно понять, как многого смогли достичь добровольцы «Лизы Алерт» за четыре года своего существования. У них есть оборудование: компьютеры, навигаторы, телефоны, рации. Волонтерам удается привлечь к поискам беспилотные летательные аппараты, вертолеты, даже кинологов с собаками.

«Нам важно, чтобы все региональные координаторы полетали. Мы сталкиваемся с тем, что, когда в отдаленном регионе происходит поиск, можно найти вертолет, но, если пилот и наблюдатель впервые выполняют поисковые задачи, получается не очень эффективно», – рассказывает Ирина Воробьева. «Когда ищешь людей или обломки с вертолета, нужно смотреть не дальше 50 метров. Важно понимать, что, если упал вертолет, он не оставит просеку (лопасти ломаются сразу), а уронит лишь 2–3 дерева, – разъясняет Александр Михайлов. – Нужно как можно эффективней использовать время и запас топлива. Особенно когда ищем ребенка, как это было недавно под Саратовом: сегодня последний день плюсовой температуры, завтра пять градусов мороза, а шестилетний ребенок в лесу».

«Подобные учения раньше мы проводили только для тех, кто сможет приехать на аэродром своими силами, и только в этот раз впервые удалось собрать все активные отделения «Лизы Алерт». Поиски в лесополосе мы ведем весь лесной сезон. В этом году у нас две недели были совсем страшные. Мы получали где-то по 5–10 заявок в сутки», – рассказывает Ирина Воробьева. Сегодня, по ее словам, возможности отряда Москвы и области довольно велики: «Мы считали, что на поиски бабушки в городе может выйти и 5, и 50 человек. А если пропадет ребенок, то получим человек 200».

"