Posted 10 ноября 2011,, 20:00

Published 10 ноября 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:07

Updated 8 марта, 06:07

Овощная месть

Овощная месть

10 ноября 2011, 20:00
Середина осени отметилась в нашем редакционном продуктовом наборе рекордом. Ценовой скачок величиной в 11% стал в месячном интервале наибольшим с начала этого года. На общее подорожание корзины «НИ» решающее влияние оказали в октябре овощи и фрукты, которые в массе своей сильно поднялись в цене.

Когда месяц назад Минэкономразвития прогнозировало инфляцию на октябрь, оно отмечало, что очень многое будет зависеть от продовольствия, в частности от товаров плодово-овощной группы. Чтобы выступать с такими предсказаниями, большой экономической мудрости в общем-то не требуется. Любой взрослый потребитель знает по собственному опыту, что в середине осени, как правило, происходит «коренной перелом» в ценах на витаминные товары: после августовско-сентябрьского спада они начинают идти в разгон. Вопрос лишь в скорости.

В минувшем октябре ценовая гонка в этом сегменте шла очень быстрыми темпами. Предугадать это было несложно. Еще в конце лета «НИ», отметив, что овощи и фрукты были тогда необычно для нашего рынка дешевыми, предположили, что через пару месяцев именно они возглавят забег. Иными словами, сработает эффект низкой базы. Увы, наш прогноз сбылся. Подавляющее большинство этих товаров за месяц подорожали: минимально (в среднем на 10%) – картофель, максимально (на 80%) – свежие огурцы. Пока продолжают дешеветь только лук и морковь, но это явно не надолго. По крайней мере там, где цены на них были самыми низкими, подъем (порой весьма существенный) уже начался. Это означает, что торговля в целом вскоре подхватит, расширит и углубит это инициативу.

Вряд ли эта участь минует и другие товары этой группы. Сегодня в отдельных таблицах мы сравниваем цены, по которым продукты из корзины «НИ» продавались в конце прошлого месяца, с теми, что наши журналисты зафиксировали ровно год назад. Нетрудно заметить, что из семи товаров, ставших сегодня дешевле, четыре – это как раз овощи и корнеплоды: картофель, лук, морковь, свежие помидоры. Причем разница с октябрем 2010 года составляет у них от 22 до 61%. Стало быть, потенциал роста есть, а в том, что он непременно будет использован, сомневаться не приходится – в последние месяцы года сезонный фактор действует неотвратимо, превращая удорожание этих видов продовольствия в непреложное правило.

Кстати, раз мы уж коснулись сравнений, нельзя не отметить, что за год больше всего выросли цены на водку «Путинка» (на 44%), макароны (на 43%), яблоки (на 33%) и бескостную говядину (на 30%). А удешевление, кроме упомянутых уже овощей, коснулось лишь селедки (10%), сахара (3%) и «Докторской» колбасы (6%). Тем не менее общий итог 10 месяцев (+14,4% к стоимости нашего набора по состоянию на 31 декабря прошлого года) вряд ли можно оценивать как совсем уж плачевный для потребителей. Особенно если сопоставить его с показателями предыдущих трех лет. Лишь один раз (в 2009-м) результат января – октября был лучше нынешнего: тогда корзина «НИ» с начала года подорожала в среднем на 10%. Для сравнения: в 2008-м она успела набрать к этому времени 25,6% «плюса», а в засушливом 2010-м – и вовсе 31,2%.

Сегодняшний «щадящий» итог объясняется, прежде всего, тем, что с мая по август включительно стоимость набора поступательно снижалась. Однако рассчитывать на то, что нечто подобное повторится до конца года, к сожалению, не приходится. За время наших наблюдений (а это без малого пять лет) в ноябре продуктовая корзина не дешевела никогда. Меньше всего ее общая цена поднималась за этот месяц в 2007 году (на 2%), больше всего (на 6,5%) – в 2009-м. Учитывая, что в этом году проблем с урожаем вроде бы нет, а на носу выборы, рискнем предположить, что итоговая ценовая прибавка на 30.11.11 уложится в 5%. Прогноз, заметим, довольно оптимистический. Сбудется ли он, во многом зависит от того, как долго удастся держать небывало низкими цены на картошку, лук и морковь. В противном случае новая «овощная месть» опять отразится на стоимости всей корзины.



"