Posted 10 ноября 2004,, 21:00

Published 10 ноября 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:37

Updated 8 марта, 09:37

«Грата» или «нон грата»?

«Грата» или «нон грата»?

10 ноября 2004, 21:00
Слова: «Приедет или не приедет в Калмыкию Далай-лама?» – звучали в последние дни в сводках информационных агентств едва ли не с той же настойчивостью, что и: «Жив или нет Арафат?» Ответ, похоже, мы получим в самый канун объявленной даты начала визита – 13 ноября. Но уже сегодня можно сказать: предполагаемая встреча дух

Встатье «Персона грата», опубликованной позавчера, «Новые Известия» подробно рассказали об интриге, порожденной заявлением президента Калмыкии 5 ноября при открытии Дней культуры Тибета в Элисте: Его Святейшество Далай-лама XIV прибудет с четырехдневным визитом в республику в субботу, 13-го числа. МИД (в лице заместителя своего официального представителя Михаила Троянского) поспешил заметить, что разрешения на въезд Его Святейшества не давал, поскольку никто к ним за таким разрешением не обращался. Президент Илюмжинов, со своей стороны, в интервью Калмыцкому ТВ сообщил об «окончательном разрешении вопроса»: на его имя пришла соответствующая телеграмма из МИДа. Телеграмму с указанием предоставить въездную визу Далай-ламе получил, по словам г-на Илюмжинова, также консул РФ в Дели. Комментируя данное решение МИДа, Кирсан Илюмжинов выразил от имени жителей республики благодарность президенту Владимиру Путину «за поддержку в разрешении столь важного для всех российских буддистов вопроса». Однако вчера днем «Интерфакс» опубликовал новый комментарий г-на Троянского: «Пока никаких запросов на этот счет в российские загранучреждения не поступало. Если же такой запрос поступит, мы рассмотрим его с учетом известной позиции России по данному вопросу». То есть с учетом претензий к Далай-ламе китайской стороны.

Тем временем в столице Калмыкии состоялись заседания городского и республиканского оргкомитетов по встрече Его Святейшества Далай-ламы, а также были начаты подготовительные работы. Обсуждались вопросы безопасности паломников и обустройства мест их размещения. Более того, в авральном порядке начался ремонт Сакюсн Сюме – резиденции Далай-ламы на территории элистинского буддийского монастыря. По нашей информации, в тот же день (9 ноября) в постпредстве Калмыкии в Москве состоялась встреча Кирсана Илюмжинова с послом КНР Лю Гучаном. По сообщению источника, «в ходе двухчасовой беседы обсуждались вопросы торгово-экономических отношений между Калмыкией и регионами и компаниями Китая. Кирсан Илюмжинов и Лю Гучан высоко оценили значение этих связей...»

Мы обратились за разъяснениями в постпредство, но там ни подтвердить, ни опровергнуть полученную нами информацию не смогли, посоветовав «позвонить в Элисту, в приемную Кирсана Николаевича». Не был нам дан и внятный ответ на вопрос, приезжал ли президент в Первопрестольную: «Сейчас его в Москве нет». Постоянный представитель Буддистской традиционной Сангхи в Москве высказался не менее туманно: «Вескими основаниями утверждать, что вопрос относительно визы решен, мы не располагаем. Равно как и не можем утверждать, что Его Святейшество не приедет в Калмыкию...»

Невольно вспоминается песня Бориса Гребенщикова:

Над рисовым полем сгустился туман,
В нем бродит католик и бродит шаман.
Бродят верха и бродят низы,
Их скрыл друг от друга туман над Янцзы...


В переводе с поэтического на газетный: станет ли Далай-лама в России вновь «персоной грата», зависит, увы, не от неоспоримого авторитета лауреата Нобелевской премии мира, но от видения т.н. «тибетского вопроса» не столь именитыми чиновниками России и Китая. Подчеркнем: не лидерами сверхдержав, а чиновниками среднего калибра, которым всегда проще договориться меж собой. Приложивший немало сил для осуществления визита Его Святейшества вице-спикер Госдумы Владимир Катренко на днях выразился куда жестче: мол, такое положение «складывается по вине отдельно взятых бюрократов... Если мы себя осмеливаемся называть цивилизованными людьми, то мы не можем препятствовать его (Далай-ламы. – «НИ») приезду».

Вся печаль в том, что Далай-лама принадлежит иной цивилизации, нежели «отдельно взятые бюрократы». Вот на прошлой неделе в его резиденции был проведен эксперимент по сканированию мозга монахов. Им, новичкам и многоопытным, было предложено в процессе сканирования предаться «медитации сострадания», порождающей любовь ко всему живому. Так, вообразите, приборы зафиксировали у «старичков» не описанное доселе в научной литературе стремительное нарастание высокочастотной работы мозга. Активность в левой лобной доле коры (отвечающей за положительные эмоции) напрочь «забивала» активность в правой лобной доле (отвечающей за негативные чувства), чего, по словам ученых, «никогда не отмечалось при чисто умственной деятельности».

Головы буддиста и бюрократа устроены, как видим, по-разному. Вот в чем печаль.

А что касается «тибетского вопроса», на котором у политиков, занятых чисто умственной деятельностью, свет клином сошелся, – вот мнение самого Далай-ламы, изложенное в его сентябрьском интeрвью журналу Time: «Есть два мнения. Одни говорят: когда Далай-лама умрет, умрет и вопрос. Другие говорят, что людские страдания останутся и даже усилятся, но уже не будет того, кто направит и убедит тибетцев. Поэтому «тибетский вопрос» разрешить станет сложнее. Какое мнение правильное? – Далай-лама надолго задумался. – Не знаю. Подождите моей смерти – увидите».

И рассмеялся.

"