Posted 10 октября 2006,, 20:00

Published 10 октября 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 08:51

Updated 8 марта, 08:51

Прощание со «сталкером»

Прощание со «сталкером»

10 октября 2006, 20:00
Вчера в Москве журналисты, правозащитники и депутаты прощались с журналисткой «Новой газеты» Анной Политковской. Церемониальный зал, рассчитанный на тысячу человек, не смог вместить всех пришедших на похороны. Проводить Анну в последний путь на Троекуровское кладбище пришли люди разных возрастов, профессий и гражданств

Колонна автобусов от редакции «Новой газеты» до кладбища долго не могла выехать – мешали дорожные пробки. Под проливным дождем к церемониальному залу шла длинная цепь людей. Их было так много, что в зал запускали партиями. Всего за каких-то пять минут помещение было полностью заполнено. Сидячих мест хватило лишь на малую толику присутствующих. На балконе разместились телевизионщики с камерами. Цветов было так много, что они не умещались на постаменте рядом с гробом. Проститься с Анной Политковской пришли люди, которые были рядом с ней в самые разные периоды ее жизни.

Среди тех, кто прибыл на гражданскую панихиду, были заместитель председателя Совета Федерации, глава парламентской комиссии по расследованию теракта в Беслане Александр Торшин, уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин, заместитель министра культуры и массовых коммуникаций Леонид Надиров, председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов, глава Фонда защиты гласности Алексей Симонов, декан журфака МГУ Ясен Засурский, лидер партии «Яблоко» Григорий Явлинский, лидер СПС Никита Белых, Борис Немцов, председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, посол США в России Уильям Бернс, дипломаты других стран, правозащитники.

Прощание началось в два часа дня. Первое слово было предоставлено однокласснице Анны Елене Морозовой. «Мы дружили всю жизнь, – еле сдерживая слезы, сообщила Елена Морозова. – Аня всегда была во всем первая: она первая поступила в университет.

Первая пошла на работу, первая вышла замуж и родила детей. Она же первая и ушла от нас. И это, пожалуй, было первое, что она сделала абсолютно против своей воли. Если есть в организме человека ген справедливости, то у Анюты он был доминирующим». Одноклассница говорила, что Аня была «сталкером», который из спокойной Москвы перелетал в жизнь, где шла война, где царили боль и страдание. Когда она возвращалась в уют московских кухонь, то никогда не рассказывала о своих командировках. Проще было купить газету с ее материалом и прочитать.

Были в зале и те, кто запомнил Анну как хорошую студентку, кто следил за ее профессиональными успехами. «Мы прощаемся с нашей выпускницей, – говорил декан факультета журналистики МГУ Ясен Засурский. – В 1975 году она пришла к нам на факультет. В 80-м окончила его. В тот момент она не думала, что будет заниматься правозащитной деятельностью, но в итоге занималась ею как никто другой. Убийство Анны Политковской –это выстрел в нашу совесть. То, что совесть расстреливают, к сожалению, стало печальной российской действительностью».

Проститься с Анной приехали все ее коллеги по редакции. Вот что сказал над гробом Вячеслав Измайлов, военный обозреватель «Новой газеты»: «Чечня – это была моя работа. Но Аня сначала поделила ее со мной, а потом взяла самый тяжелый ее кусок. Она не спрашивала разрешения. Уберечь Анну от смерти было невозможно, как невозможно было уберечь солдата, который семь лет шел первым в атаку и никому не давал себя опередить. Не всякий солдат выдержит семилетнюю войну. Анна выдержала».

Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин вспоминал, как три года назад вел гражданскую панихиду по другому сотруднику «Новой газеты» – Юрию Щекочихину. Он обратил внимание на то, что именно с журналистами в стране дело обстоит неблагополучно, что их надо защищать.

Председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов рассказал, что в здании союза открыта галерея портретов журналистов, которые получали звание «Золотое перо России» и «Легенда российской журналистики». Портрет Анны Политковской есть в этой галерее. Всеволод Богданов в своей речи отметил, что в истории новой России погиб уже 261 журналист. При этом, по его словам, в списке погибших находятся около половины тех, кто был удостоен титула «Золотого пера России».

«Анна работала на узкой трибуне «Новой газеты». Но тем не менее даже с этой трибуны ее слышали все, – сказал президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов. – Только в этом году она написала 31 статью, и за каждую из них ее могли убить».

Спустя три часа после начала прощания гроб вынесли на улицу. Траурная процессия провожала его до самой могилы в дальнем углу Троекуровского. В половине шестого вечера гроб был предан земле. Сверху на холмике установили крест, поставили фото Анны. В следующие несколько минут крест на могиле почти скрылся под горой красных цветов и венков. Несмотря на дождь, на могиле продолжало гореть с десяток свечей. Росший рядом с могилой, почти опавший клен был обернут страницами «Новой газеты». Одна из надписей на венке гласила: «Спасибо за правду!»





В КУРГАНЕ РАЗОГНАНЫ ПИКЕТЫ

Вчера днем в Кургане были задержаны несколько членов правозащитной организации «За честные выборы». Все они пытались провести серию акций памяти Анны Политковской. Как рассказывает председатель движения «За честные выборы» Габдулла Исакаев, накануне в администрацию города был послан запрос о проведении пикета. Однако ответа не последовало. Правозащитники решили устроить акцию, для которой не требовалось разрешения. Несколько групп по два-три человека встали на оживленных перекрестках города. Каждый держал в руках потрет Анны Политковской и две красные гвоздики. Никаких иных действий при этом не производилось. Однако вскоре милиционеры начали сворачивать пикеты. Все их участники были задержаны.



ПРО АННУ ПОЛИТКОВСКУЮ ПОМНЯТ ВО МНОГИХ СТРАНАХ

Парламент Грузии во вторник начал свое заседание с минуты молчания в память погибшей журналистки Анны Политковской.

В столице Чехии Праге участники конференции «Форум 2000» в понедельник почтили память Анны Политковской минутой молчания. Среди гостей мероприятия, отдавших дань памяти погибшей, были российские политики Григорий Явлинский (сразу после этого он вылетел в Москву на похороны) и Ирина Хакамада, лидер белорусской оппозиции Александр Милинкевич, спикер парламента Грузии Нино Бурджанадзе, президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга и другие.

В Париже возле здания российского посольства около 200 человек провели траурный митинг. Мероприятие было организовано международным обществом «Репортеры без границ». Участники акции потребовали от российских властей скорейшего раскрытия убийства Политковской.

В столице Финляндии Хельсинки несколько сотен человек собрались на траурный митинг. Ряд депутатов парламента страны, финские журналисты и простые почитатели творчества Политковской читали стихи, посвященные погибшей, зажгли поминальные свечи.

В Германии акция памяти погибшей прошла 8 октября в рамках франкфуртской книжной ярмарки. Организаторы акции поместили в павильоне растяжку с надписью «Франкфуртская книжная ярмарка скорбит в связи с убийством Анны Политковской». С траурными речами выступили издатели, выпускавшие за рубежом ее книги, журналисты и правозащитники, в том числе председатель правления международного общества «Мемориал» Арсений Рогинский, президент норвежского пен-клуба Йелль-Олав Йенсен и другие. Несколько десятков человек держали в руках плакаты и фотографии погибшей.

Убийство журналистки осудили государственный департамент США, международная правозащитная организация Amnesty International, глава МИД председательствующей в ЕС Финляндии Эркки Туомиоя, генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис, глава МИД Швеции Карл Билдт, министр иностранных дел Норвегии Йонас Гар Стере, министр иностранных дел Бельгии, действующий глава ОБСЕ Карел де Гюхт, министр иностранных дел Франции Филипп Дуст-Блази, верховный комиссар ООН по правам человека Луиза Арбур, генеральный секретарь ООН Кофи Аннан.

"