Posted 10 октября 2005,, 20:00

Published 10 октября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:25

Updated 8 марта, 09:25

Кругосветка Гельмута Кункеля

Кругосветка Гельмута Кункеля

10 октября 2005, 20:00
Кругосветное путешествие – предел мечтаний любого мотоциклиста-дальнобойщика. Людей, отважившихся на это сложное и опасное мероприятие, в мире не так много. Один из них, немец Гельмут Кункель, шел к своей кругосветке 40 лет.

С Гельмутом Кункелем мы впервые повстречались на берегу Байкала. В очереди на паром среди потрепанных жизнью «Жигулей» гордо возвышался мотоцикл BMW, обклеенный наклейками со всего света. Заинтересовавшись столь необычным в тамошних краях персонажем, подошел познакомиться. Поговорили о путешествиях, мотоциклах, обменялись визитками. Каково же было мое удивление, когда через две недели раздался звонок: Гельмут уже добрался до Москвы и предлагал встретиться.

Через час в холле гостиницы на окраине города нахожу путешественника. Слабо понимающий по-русски немец с интересом смотрит по телевизору выпуск новостей.

– Гельмут, ты же по-русски не понимаешь, неужели тебе интересно смотреть передачи на незнакомом языке?

– Во-первых, немного понимаю. «Стоянка», «шашлык», «гостиница», ну и еще десяток слов. А, во-вторых, в Японии и Монголии я тоже телевизор смотрел, хотя не понимал вообще ничего. Хоть какую-то информацию о том, что в мире творится, получаю. Путешествие герра Кункеля началось 20 апреля. Погрузив мотоцикл и самого себя в самолет, он высадился в Бостоне. Дальше путь шел по американским хайвеям до Канады. Монреаль, Оттава и снова назад в США до южных штатов. Из Сан-Франциско мотоцикл вместе с хозяином самолетом отправился в Японию, а оттуда, после поездки туда-обратно через весь остров, на пароме во Владивосток. Заехав по пути в Монголию, в начале сентября путешественник оказался в Москве.

– Трудно путешествовать?

– Нет, я люблю ездить и получаю от этого море удовольствия. Тем более что я путешествую не торопясь. Выезжаю утром, не спеша проезжаю 300–400 километров и останавливаюсь в следующем населенном пункте. При таком режиме обычно остаются свободными вечера, можно посмотреть местные достопримечательности и пообщаться с людьми. Пожалуй, общение – один из наиболее интересных моментов в поездке. Везде люди разные и везде по-своему интересные.

– Но с какими-то трудностями все-таки приходилось сталкиваться?

– Трудно было в Америке. Там интересно смотреть только на заповедники, за их пределами нет практически ничего примечательного. Длинная дорога, однообразные города и поселки… Скука… Непросто было в японских городах. Очень много людей, машин, мотоциклов. Все слишком яркое и громкое. В горах Японии спокойно и очень красиво, но сильно ощущался языковой барьер. Мало кто говорит по-английски, не то что по-немецки, а в японском я не силен. А вот в России мне было легче всего. Единственная проблема – регистрация. Я не могу поставить палатку в пригороде, а потом отправиться погулять по городу. Милиция начинает спрашивать документы и регистрацию. Так что приходится тратить деньги на гостиницу, где мне все официально оформляют.

– Это путешествие самое длинное в твоей жизни?

– Да. Мое первое длительное путешествие заняло два месяца. Тогда я ездил по островам Новой Зеландии. В следующий раз три месяца проездил по Северной Африке, в том числе и по пустыням. И вот теперь я уехал действительно надолго.

– А когда ты начал задумываться о кругосветке?

– 40 лет назад. Тогда я прочитал книжку про женщину, которая проехала вокруг света на мотоцикле. Я был

поражен и обязательно решил проделать то же самое. Наконец мечта сбылась.

– Когда ты впервые сел на мотоцикл?

– В 70-х годах. Мне тогда было 19 лет, и я купил 250-кубовую «хонду». Вложил в нее все свои сбережения. Мотоцикл оказался очень медленным, но все равно я был рад.

– А когда начал путешествовать?

– Тогда же. На этом мотоцикле я отправился в Испанию на море. Мне настолько понравилось, что в последующие годы объездил всю Европу: побывал в Дании, Голландии, Франции, Швейцарии, Греции и других странах. Все эти поездки я умудрялся проделывать в течение выходных дней. Выполняем обязательную программу – осмотр достопримечательностей, целый день перемещаемся между церквами, монастырями и музеями. На фоне каждого исторического памятника – фотография вместе с мотоциклом. Вечером эти фотографии уйдут по электронной почте друзьям и родственникам.

– Тебе приходилось бывать во множестве интересных мест. Какое-нибудь запомнилось особенно сильно?

– Трудно сказать. Все места, которые я посетил, по-своему интересны, везде я увидел что-то новое. Реки, каньоны, горы, люди – все очень интересно. Но самые яркие впечатления оставила Россия. Природа, города, люди, пища – раньше я все это представлял себе совершенно по-другому. И сейчас я провожу лучшее время за всю поездку.

– Говорят, в России плохие дороги. Как они тебе показались по сравнению с другими странами?

– На самом деле не такие уж они и плохие. Бывает и хуже. Один участок, правда, был очень плох. На перегоне Чита–Хабаровск дороги практически нет. Но мой мотоцикл способен ездить по бездорожью, так что хоть и с трудом, но трассу эту я преодолел. А некоторые люди там умудряются на легковых и даже спортивных машинах ездить.

– Проблем с мотоциклом в дороге не возникало?

– Под Улан-Удэ повредил переднюю подвеску, из нее вытекло масло. Но с такой поломкой медленно и аккуратно смог доехать до Иркутска, где нашел дилера BMW и купил нужные запчасти. Один раз проходил техобслуживание в Лас-Вегасе. Поменял масло, покрышки, тормозные колодки. Теперь снова требуется небольшое ТО. Следующий пункт назначения – магазин мотозапчастей. После очередного десятитысячного пробега мотоциклу требуется техобслуживание. Гельмут закупает масла, фильтры, колодки.

– Ты как-то специально готовил мотоцикл к путешествиям?

– Практически нет. Установил защитные дуги, дополнительные кофры и все. Ни двигатель, ни подвеску я не модернизировал. При этом с момента покупки мотоцикл прошел 120 тысяч километров без серьезных поломок.

– Бывали ли у тебя в поездках безвыходные ситуации?

– Пожалуй, нет. Я научился чувствовать опасность и всегда могу остановиться, чтобы не попасть в какую-то неприятность.

– А когда в какой-нибудь глуши ломается мотоцикл?

– Мотоцикл серьезно не ломался, только по мелочам. Даже в глухой деревне в автосервисе мне его удавалось починить. В конце концов всегда можно остановить грузовик и отвезти на нем мотоцикл до крупного населенного пункта. Вечером едем в «Байк-Центр». Общение с местными мотоциклистами – еще один пункт обязательной программы. Благо в Москве в хорошую погоду недостатка в братьях по разуму не ощущается. Гельмут быстро входит в контакт и охотно отвечает на все вопросы о своем путешествии.

– Ты постоянно общаешься с людьми. Но в России далеко не везде население отличается дружелюбием, встречаются на дорогах и бандиты. Не возникало у тебя проблем?

– На самом деле одно из самых сильных и приятных впечатлений от поездки именно от русских людей. Меня совершенно незнакомые люди постоянно звали к себе домой на ночлег, кормили-поили. Стоит остановиться на дороге, рядом тормозят машины, спрашивают, все ли у меня в порядке. В других странах люди тоже дружелюбны, но дружелюбие это скорее искусственное, чем исходящее от души. Удивительно, но именно в России я менее всего ощущал языковой барьер. Тут многие говорят по-немецки, да и английский в русском варианте мне понятен больше, чем в американском или канадском. На родине Гельмут работает полицейским. Приезжает на работу в седле мотоцикла, пересаживается в машину и отправляется патрулировать улицы.

– Ты уехал на полгода в путешествие. Как тебя отпустили на работе?

– У нас можно работать сверхурочно, откладывая отработанное время на отпуск. Три года я работал без выходных и отпусков, чтобы получить возможность уехать. За три года у меня не было ни одного свободного дня. Но за эти сверхурочные дни я заработал дополнительные деньги, крайне необходимые в поездке.

– А семья у тебя есть?

– Да, у меня есть жена и дочь, которой недавно исполнилось 22 года.

– А как тебя жена отпустила в такую долгую и опасную поездку?

– Три года назад я пришел домой и сказал: «Привет, не хочешь ли поехать в кругосветное путешествие?» Конечно, она отказалась и сказала, чтобы я ехал один.

– Что говорят про твое увлечение друзья?

– Все реагируют по-разному. Одни говорят, что я сумасшедший, другие сожалеют, что не могут поехать со мной.

– Значит, ты всегда путешествуешь в одиночестве?

– Да. У моих друзей нет на это либо времени, либо денег, либо желания. Но мне и так неплохо.

– Передвигаясь на мотоцикле, довольно трудно соблюдать правила дорожного движения. Часто тебя штрафуют коллеги?

– Я всегда стараюсь соблюдать правила. По автобану в Германии я могу ехать со скоростью 200 км/час, но там, где скорость ограничена, я не тороплюсь. Максимум разгоняюсь на трассе до 100–120, а в России еду еще медленнее. На такой скорости я меньше устаю и лучше контролирую ситуацию на дороге. К тому же в таком режиме меньше уходит денег на бензин и штрафы. За всю поездку меня еще ни разу не оштрафовали и, надеюсь, не оштрафуют.

– Езда на мотоцикле, особенно на дальние расстояния и в плохую погоду – довольно рискованное занятие. Попадал в аварии?

– Нет, этот мотоцикл вообще ни разу серьезно не падал, если не считать падений на парковке с подножки или на низкой скорости на бездорожье. Он очень много весит, и я знаю, что, если уроню его, без посторонней помощи поднять не смогу. Поэтому стараюсь не ронять.В 12 часов – отбой. Рано утром Гельмуту снова садиться в седло и продолжать путь в сторону Украины. Финиш уже близко, в голове – новые планы.

– Наверное, когда доберешься до дома, поставишь мотоцикл в гараж и год на него садиться не будешь?

– Нет. Я приеду домой, помою мотоцикл, поменяю масло, фильтры и покрышки и на следующий день поеду на нем на работу. Я езжу круглый год, кроме тех редких случаев, когда на дорогах лежит снег или лед. А дождь или холод меня не останавливают. Уже начинаю думать о следующей поездке.

– И куда планируешь ехать?

– В Африку. Я планирую проехать через весь континент до Кейптауна и вернуться обратно. Но для этого мне придется снова работать каждый день три или четыре года подряд.

"