Posted 11 сентября 2020, 10:03
Published 11 сентября 2020, 10:03
Modified 7 марта, 14:45
Updated 7 марта, 14:45
Дарья Вознесенская
Этим летом Федеральное агентство по туризму запустило программу выплат за туры по России, по которой можно было сэкономить до 15 тысяч рублей. Однако все не так просто — для получения кэшбэка необходимо было соблюсти ряд требований. Во-первых, путевку по этой программе можно было приобрести только в течение недели — с 21 по 28 августа. Во-вторых, для покупки подходила лишь карта «Мир» (причем действовало правило: одна карта на один возврат). В-третьих, купленный тур должен длиться не менее 5 дней (4 ночей), стоить не меньше 25 тысяч рублей и должен быть оплачен полностью одним платежом. В-четвертых, поездка должна состояться в этом году (причем в отдельные регионы можно будет отправиться только с 1 октября). Наконец, в программе участвовали далеко не все отели и гостиницы, так что выбор был не так велик.
И это еще не все. Чтобы получить максимальную скидку — в 15 тысяч рублей — необходимо, чтобы тур стоил не менее 75 тысяч рублей. При покупке путешествия на сумму от 25 до 49,999 тысячи рублей кэшбэк составил лишь 5 тысяч рублей, от 50 до 74,999 тысячи рублей — 10 тысяч рублей.
В Ростуризме отчитались об успешном запуске программы: ею воспользовались порядка 60 тысяч человек, купивших туры на 1,4 млрд рублей (хотя изначально на нее было заложено 15 млрд рублей). Там не исключают повторения проекта в будущем.
Но так ли все хорошо на самом деле? Очевидно, что программа имела спрос на те направления, куда и так активно едут российские туристы. Это Краснодарский край, Крым и Ставрополье.
Так, Ставропольский край оказался на первом месте по планируемой длительности пребывания — в среднем туда бронировали отдых на 11 дней. Средняя цена на путевки составила 81,5 тысячи рублей. В общей сложности было приобретено туров на 18,5 млн рублей. А в реализации программы удалось поучаствовать более 50 организациям, пишет NewsTracker.
«Как показала практика, новая мера поддержки стала интересна и гостям, и жителям края, которые смогли спланировать семейный отдых и ежегодный отпуск по более низкой стоимости», — рассказал министр туризма и оздоровительных курортов Ставрополья Александр Трухачев.
Кроме того, акция оказалась востребованной в Карелии. «Возможность получить кэшбек за тур пользовалась большой популярностью — заявки шли буквально сплошным потоком», — рассказал «Карелinform» руководитель одного из местных туроператоров.
Однако в большинстве субъектов России все было не так радужно. Такие регионы как Волгоградская, Нижегородская, Оренбургская, Ростовская, Свердловская, Омская и Белгородская области, а также Татарстан не увидели результата от программы туристического кэшбэка.
Основная проблема заключалась в плохой организации, говорят эксперты из этих регионов. Срок подачи документов на участие в программе для туроператоров был предельно сжатым, из-за чего многие не смогли подключиться к процессу. Они уверенны, что если бы на подготовку было больше времени — месяц, а лучше два — то результаты были бы куда лучше.
«Не все могли в столь короткий срок разработать туры, которые отвечали бы требованиям. Потом еще нужно было подключить платежную систему „Мир“, что тоже затратно. Хотелось бы, чтобы в будущем, если программа повторится, давалось на все это больше времени. Повысится предложение, а с ним и спрос», — говорят в одной из турфирм Нижнего Тагила.
Как сообщает TagilCity.ru, из 500 отелей Свердловской области участие в программе кэшбэка приняли только 29. За время акции произошло лишь 14 бронирований туров. В Удмуртии этот продукт продавали только два туроператора, которым удалось вовлечь в программу порядка 100 человек, пишет Udm-info. Но это еще куда ни шло. В Белгородской области было сертифицировано только одно турбюро. Директор «Доброхота» Иван Попельнюк рассказал «Бел.Ру», что путевки с кэшбэком так никто и не приобрел. Такая же ситуация, по информации 56orb.ru, сложилась в Оренбургской области. При этом вложения туроператорам никто не компенсировал.
«Я думаю, дело в том, что наш регион на пять дней и четыре ночи — это многовато кажется людям», — говорит Попельнюк.
Это еще одна проблема, на которую жалуются не только в Белгородской области. Зачастую туристам, которые хотят отправиться в Казань, Нижний Новгород, Волгоград, Екатеринбург хватает двух-трех дней, чтобы посмотреть все достопримечательности. Создать пятидневный тур, который будет пользоваться спросом, для большинства регионов задача сложная.
«В Волгограде туристы интересуются почти исключительно Мамаевым курганом. Они рассуждают просто: «Я «Родину-мать» уже видел, что мне тут смотреть еще четыре дня?», — говорит директор одной из туристических компаний Волжского.
Президент Нижегородской туристской лиги Елена Портнова также рассказала NewsNN, что туристический потенциал региона не раскрыт: многие путают Нижний Новгород с Великим, да и вообще не знают, чем интересна область. Генеральный директор нижегородской туристической компании «Роза Ветров» Мария Свиридова солидарна с коллегой в этом вопросе. По ее словам, Нижний Новгород не всплывает в умах россиян, когда они выбирают направления для путешествия. В компанию Свиридовой звонки поступали, но ни одной покупки по программе кэшбэка так и не состоялось — популярностью пользуется лишь такой продукт, как туры выходного дня, а он не подходит под правила акции.
«В целом первый опыт оказался не настолько хорош, как ожидался, но коллеги все-таки собираются продолжить свое участие в этой программе», — отметила Портнова.
В Уральской ассоциации туризма также считают, что строгие рамки программы «понизили спрос на регионы, где нет моря и солнца». Там предложили изменить условия туристического кэшбэка под каждый регион в отдельности, учитывая его особенности.
Помимо этого туроператоры сетуют, что из-за короткого срока действия программы (неделя) не все желающие успели ей воспользоваться. «Клиенты только к концу срока стали понимать что происходит, всего четыре человека успели выбрать тур и начали оформлять карту „Мир“. На „раскачку“ надо было дать людям время и на сами покупки лучше выделить две недели или даже месяц», — сказала в разговоре с RostovGazeta.ru генеральный директор туркомпании «Сага Вояж» Инна Удовенко.
Кроме того, многие туристы отметили, что путевку можно было купить дешевле без программы кэшбэка, сообщают «НовостиВолгограда.ру». «С трансфером и кэшбэком путевка в санаторий Лоо стоила почти 31 тысячу рублей, без кэшбека — 25 тысяч. Путевка в адлерский пансионат „Бургас“ обошлась бы в 28,6 тысячи, хотя ее можно было оформить дешевле по программе „Открытый Юг“. Отдых в Ялте с кэшбеком стоил почти 48 тысяч, в то время как обычная путевка — на 6 тысяч дешевле. И все потому, что нужно было обязательно включить в цену трансфер», — признались в одной из туристических компаний Волгоградской области, участвовавшей в программе кэшбэка. В итоге многие туристы предпочли обычные туры.
Еще один камень преткновения — карта «Мир». Туроператоры считают, что если бы в программе участвовали другие платежные системы, то спрос был бы больше.
«Была сырая технология, и только карточка „Мир“, плюс не участвовали агентства. В итоге программа провалилась. Это эпик-фейл года, как можно из 15 млрд не потратить 1%. На рекламу потратили больше денег, чем на программу», — возмутился генеральный директор AVT Азамат Сабиров в разговоре с Inkazan.
Член общественной палаты Тюменской области Аркадий Либерман опасается, что если программа туристического кэшбэка даст сбой в сроках или размере выплат, то бизнес понесет большие репутационные потери перед потенциальными клиентами, сообщает NashGorod.ru. «А в случае, если сначала именно бизнес компенсирует эти финансы и только потом государство ему их возвращает, то при каких-либо сбоях, это может грозить даже банкротством многим туристическим предприятиям», — подчеркнул он.
Проблемы с возвратом кэшбэка уже отметили в Башкирии. По словам руководителя Ассоциации туриндустрии РБ Комила Сиразетдинова, на совещании в Москве представитель платежной системы «Мир» отметил, что что многие банки были не готовы к такой работе. Из-за их ошибок людям не доходили кэшбэки, пишет Mkset.ru.
Несмотря на имеющиеся недочеты, большинство туроператоров из разных уголков страны намерены участвовать в программе туристического кэшбэка вновь. Однако они сомневаются, что это будет пользоваться спросом после полного открытия границ России. «У людей, например, появилась заинтересованность поехать осенью в хороший отель. Но проблема в том, что хороших отелей, которые работали бы на „все включено“, очень мало в стране и, конечно, они переполнены. Они не справятся с возможным потоком людей. Почему люди едут в Турцию? Потому что есть выбор за меньшие деньги», — сообщила изданию «Город55» директор турагентства «Мистер Фогг» Елена Кашленко.
«Российским туризмом будут пользоваться тогда, когда у нас будет хорошая инфраструктура, хорошие курорты, хорошие отели, сервис в них. Чтобы можно было дешево добраться до места, но сейчас у нас по России стоимость перелетов дороже, чем за границу. Это большая задача, которой надо заниматься», — считает генеральный директор татарстанской компании «Стен-тревел» Леонид Пресс.