Posted 10 сентября 2008,, 20:00

Published 10 сентября 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:43

Updated 8 марта, 07:43

Берегитесь автора

Берегитесь автора

10 сентября 2008, 20:00
Защищенная законом интеллектуальная собственность может обеспечить безбедную жизнь правообладателям. Причем последние нередко пытаются делать бизнес на защите своих прав. Это могут быть как провокации третьих лиц, так и тотальная охота на действительных или мнимых пиратов.

Рассмотрим вопрос об объектах интеллектуальной собственности, доступ к которым вроде бы никто и не охраняет и которые размещены в открытых источниках, прежде всего в сети Интернет. Соблазн бесплатно скачать те же фотографии и использовать их в каталогах, в оформлении рекламных буклетов, выставочных стендов или сайта у представителей организаций и предпринимателей велик. Но открытость доступа, отсутствие на произведении копирайта и сведений о правообладателе вовсе не означают, что правообладатель дал безусловное согласие на бесплатное использование произведения любыми лицами. Между тем любое такое произведение имеет автора, а его права (как и права других правообладателей) охраняются, причем независимо от качества фотографии и ее художественного значения, от того, кто сделал снимок: профессиональный фотограф или любитель, от того, как произведение оказалось в сети (его мог разместить как сам правообладатель, так и третьи лица с его ведома или без такового).

Правообладатель может широко тиражировать свои произведения с разными целями, но в числе целей помимо саморекламы и желания заявить о себе может быть и провокация споров с теми, кто по неосторожности решит использовать понравившееся произведение без необходимого согласия правообладателя и, главное, без оплаты.

В других случаях недобросовестные правообладатели или некие посредники, пользуясь неосведомленностью контрагентов, предоставляют организациям и предпринимателям право пользования результатами интеллектуальной деятельности, но при этом сделки не оформляются. Либо оформляются с такими упущениями, что ни у судей, ни у сотрудников правоохранительных органов не возникает сомнения в том, что пользование результатами интеллектуальной деятельности было незаконным. Иногда даже вина нарушителя уж слишком выпячивается «пострадавшей стороной», это хотя и наводит правоприменителей на некоторые подозрения, но формальных поводов отказать в правовой защите нет.

Над владельцем издания или сайта, рекламодателем, постоянно использующим снимки, тексты, картинки неизвестного происхождения, висит дамоклов меч гражданской, административной и даже уголовной ответственности. Но при разовом незаконном использовании фотографий и изображений предметов искусства уголовная ответственность вряд ли грозит нарушителю. Такие объекты, в отличие, например, от программного обеспечения, все-таки стоят не слишком дорого, а потому даже административное правонарушение часто расценивается как малозначительное, и производство по делу прекращается. Правда, сам по себе отказ в привлечении лица к уголовной или административной ответственности за нарушение авторских прав не означает невозможности применения к нарушителю мер гражданско-правовой ответственности. Хотя в рассматриваемых случаях сами же правообладатели руководствуются здравым смыслом и заинтересованы в том, чтобы разрешить спор во внесудебном порядке, не ввязываясь в дорогостоящие и длительные тяжбы, тем более компенсации, которые назначают российские судьи, пока что не слишком велики. Но ситуация может измениться. Не так давно по решению арбитражного суда ответчика обязали выплатить правообладателю 100 тыс. руб. за незаконное использование в рекламном модуле фотографий цветов из чужого каталога. Пока этот случай специалисты называют «беспрецедентным», обычно размеры компенсаций гораздо скромнее, но долго ли так будет продолжаться?

В целом вопросы об ответственности за нарушение авторских прав очень и очень не просты, особенно когда приходится определять стоимость и размеры ущерба, компенсаций. Так, много неясного с порядком и методиками определения стоимости того или иного незаконно опубликованного, растиражированного произведения, не всегда понятно, по каким критериям можно определить эту стоимость. Например, оценить ли тот фотоснимок, использованный помимо десятка прочих фотографий в оформлении стенда участника выставки в 50 руб. или в 50 тыс. руб.? Не понятно и то, как определять размер ущерба при размещении контрафактных фотографий, текстов, слоганов, рисунков в буклетах, рекламных каталогах на сайтах. С одной стороны, нарушение прав автора очевидно, но как выразить ущерб в стоимостном выражении, если нет «розничной стоимости оригинальных экземпляров произведений» или если сам автор заявляет явно завышенную стоимость своего произведения, а разные эксперты приходят к неоднозначным и даже противоречивым выводам по данному вопросу? Как видно, вопросы оценки остаются весьма субъективным фактором, что может сыграть как против нарушителя, так и в его пользу.

Многие затяжные, сомнительные и в целом бесперспективные судебные разбирательства компания или гражданин инициируют только потому, что их консультанты по правовым, бухгалтерским, финансовым вопросам решили подзаработать и указали на якобы имевшее место нарушение, например, авторских прав, права на фирменное наименование, товарный знак и пр. Потратив деньги на экспертизы, адвокатов, консультантов, оплату госпошлины и пр., инициатор такого обращения зачастую остается ни с чем: в иске ему отказывают. Как вариант – некоторые судьи в спорной или запутанной ситуации принимают некое соломоново решение: формально признают обоснованность всех или части претензий правообладателя, но при этом назначают ему столь мизерные суммы компенсаций, что ответчику экономически выгоднее исполнить такое решение, а не обжаловать его по инстанциям. При этом если истец недоволен таким решением, ему нужно сто раз подумать, стоит ли обжаловать судебный акт по инстанциям, и добиваться назначения больших выплат.

Добросовестные пользователи могут защитить себя только одним способом: неукоснительно соблюдать требования закона при оформлении сделок и исполнение своих обязательств в строгом соответствии с условиями сделки, особенно если не уверены в добропорядочности контрагента. В таких отношениях следует взять за правило: не зная броду, не суйся в воду и постараться получить как можно больше информации не только о контрагенте, но и правовой природе предстоящей сделки и, уж конечно, не подписывать документы, представленные правообладателем, до того, как по этим бумагам будет получено заключение независимых экспертов. Используя любой объект авторского права, необходимо удостовериться, что это законно, при необходимости получить согласие правообладателя, оформив соответствующий договор или соглашение. Очень важно, чтобы этот документ соответствовал требованиям закона. Иначе можно оказаться в сложной ситуации, если недобросовестный правообладатель или его преемники решат пересмотреть условия сделки, а заодно и получить дополнительный доходец за мнимые нарушения своих прав. Если такое соглашение по закону не обязательно, следует прояснить вопрос: нужно ли выплачивать вознаграждение правообладателю.

Напомним: авторское право на произведения науки, литературы, искусства возникает по факту его создания, распространяется на обнародованные и необнародованные произведения. Главное условие – произведение должно существовать в письменной или устной форме, в виде звуко- или видеозаписи, изобразительной, объемно-пространственной форме.

Кстати, в судебной практике неоднократно признавалось, что создание разными авторами самостоятельных произведений на основании одной и той же исходной информации не является нарушением закона. Вот как разрешилось одно из дел, ставших прецедентным.

Одно ЗАО – производитель туристических буклетов и путеводителей счел, что музей-заповедник, выпустивший карту своей территории и обозначив на ней достопримечательности заповедника, просто переработал картографическое произведение, права на которую принадлежали ЗАО. Суд, рассмотрев исковое заявление правообладателя и опираясь на имеющиеся в деле материалы, не нашел оснований для удовлетворения иска и в решении указал, что исключительные права ЗАО не были нарушены. В решении суд сослался на мнение экспертов, которые пришли к выводу, что произведения созданы разными авторами, независимо друг от друга (карты различались внешним оформлением и авторским стилем – оригинальным расположением на листе для наглядного представления, количеством обозначений и подписями к ним). При этом эксперты допустили, что при создании обеих карт была использована единая исходная информация, что не запрещено законом.

У авторов есть два вида прав, охраняемых законом:

1. Неимущественные – защищают произведения от плагиата, присвоения авторства и действуют бессрочно.

2. Имущественные – автору принадлежит исключительное право на использование произведения, осуществлять или разрешать свое произведение воспроизводить, распространять (продавать, сдавать в прокат и т.д.), импортировать экземпляры, публично показывать и исполнять, сообщать в эфир и по кабелю для всеобщего сведения, переводить, переделывать, аранжировать и другим образом перерабатывать.

Имущественные права могут передаваться автором другим лицам по авторскому договору (лицензии) и предусмотреть в нем передачу исключительных или неисключительных прав. В первом случае разрешено использовать произведение только лицу, которому это право передается, оно же вправе разрешать использование произведения другим лицам. Во втором – пользователю разрешается использование произведения наравне с другими лицами в ограниченных пределах.

Автор имеет право на авторское вознаграждение. Размер и порядок его выплаты за каждый вид использования произведения устанавливается в авторском договоре, а также в договорах, заключаемых организациями, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе.

Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о них может использовать знак охраны авторского права. Он помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: латинской буквы «C» в окружности, имени (наименования) правообладателя и года первого опубликования произведения.

Смежные права (примыкают к авторскому праву) защищают исполнителей (актеров, певцов, танцоров и т.д.); производителей фонограмм; организации эфирного и кабельного вещания.

Для возникновения и осуществления смежных прав, так же как и для авторского права, не требуется специальных формальностей. Производитель фонограмм или исполнитель на каждом экземпляре фонограммы или на каждом содержащем ее футляре вправе поместить знак охраны из 3 элементов: латинской буквы «Р» в окружности, имени обладателя исключительных смежных прав и года первого опубликования фонограммы.

Исполнители имеют исключительные права на имя, защиту от искажения, передачу исполнения в эфир или по кабелю, на запись ранее не записанных исполнений, на воспроизведение записи исполнения, сдачу записи исполнения в прокат.

Производитель фонограмм имеет право их воспроизводить, переделывать или любым способом перерабатывать, распространять экземпляры фонограммы (продавать, сдавать в прокат и т.д.), импортировать.

Сбор, распределение и выплата вознаграждения обычно осуществляются одной из организаций, управляющей правами производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе.

В большинстве случаев авторы и обладатели смежных прав передают права на использование произведений другим лицам по авторским или лицензионным договорам. Существуют специализированные организации, которые по договорам с авторами ведут для них сбор и распределение вознаграждения.

Законом допускается использование произведения или объектов смежных прав без согласия правообладателя и/или без выплаты ему соответствующего вознаграждения. Например, при воспроизведении гражданином исключительно в личных целях. Если произведение было правомерно обнародовано, его можно цитировать в научных, полемических, критических или информационных целях. Правда, при таком цитировании нужно все-таки соблюдать меру. Оно должно производиться в объеме, оправданном целью цитирования. Закон допускает использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, без согласия производителя фонограммы и исполнителя, но с выплатой вознаграждения при публичном исполнении фонограммы, передаче ее в эфир, сообщения по кабелю.

К объектам авторских прав не относятся официальные документы (законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера) и их официальные переводы; государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и пр.); произведения народного творчества; сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер (например, сообщения о новостях дня, расписания движения транспортных средств).

"