Posted 10 августа 2008,, 20:00

Published 10 августа 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:00

Updated 8 марта, 08:00

Дым не без огня

Дым не без огня

10 августа 2008, 20:00
ГУВД Москвы заявило о намерении усилить ответственность болельщиков за правонарушения во время футбольных матчей. По мнению милиционеров, отечественное законодательство лояльно к буйным фанатам, регулярно устраивающим потасовки прямо на стадионах. Правда, сами любители футбола придерживаются иного мнения, заявляя, что

Об инициативе, которая призвана утихомирить буйных футбольных фанатов, сообщил начальник Управления охраны общественного порядка столичного ГУВД Аркадий Гостев. По его словам, ответственность следует ужесточить прежде всего за использование во время матчей пиротехники. Дело в том, что файеры – пиротехника, выделяющая огонь и дым, наносят серьезный ущерб стадионам и создают реальную угрозу мирным болельщикам. Например, в Краснодаре во время футбольного матча местной команды «Кубань» со «Спартаком» из Нальчика фанаты, размахивая горящими файерами, подожгли одежду на женщине, сидевшей рядом на трибуне. К счастью, окружающим быстро удалось сбить пламя. Бывали также случаи, когда из-за возгорания на поле приходилось останавливать матч.

По заверениям милицейского чиновника, из-за мягкости действующего законодательства «способов воздействовать на фанатов практически нет». Штрафы за плохое поведение на матче совершенно не пугают хулиганов. К тому же, если речь идет о порче стадионного имущества, милиционерам еще надо установить конкретного человека, который должен понести наказание. Найти виновника в многотысячной толпе удается далеко не всегда.

Как именно будет ужесточена ответственность, пока не сообщается, но столичные милиционеры уже заявили, что им нравится пример Запада. «В некоторых европейских странах нормативные акты предусматривают крайне жесткую ответственность за подобные правонарушения – вплоть до изъятия загранпаспортов, а также запрещения фанатам-хулиганам выезда за границу и посещения футбольных матчей, – привел пример Аркадий Гостев. – В Германии за использование файеров вообще может «светить» уголовное наказание».

Эксперты с подозрением отнеслись к инициативе московских милиционеров. «Как показывает международный опыт, ужесточение наказания не приводит к истреблению футбольного экстремизма, – заявил «НИ» президент Института верховенства права адвокат Станислав Маркелов. – Фанатов, как правило, привлекают к ответственности за нарушение общественного порядка. Конечно, они не боятся штрафов, ведь только один файер стоит как минимум тысячу рублей. Поэтому правоохранителям следует вести речь о том, как наладить хорошую оперативную работу, организовать видеонаблюдение, чтобы своевременно выявлять агрессивно настроенных болельщиков».

За профилактику нарушений, а не за наказание ратуют и руководители объединений болельщиков. «На мой взгляд, российское законодательство в этой части проработано, и милиция располагает рычагами для того, чтобы наказать буйных фанатов, – заявил «НИ» председатель Всероссийского объединения болельщиков Александр Шпрыгин. – В первую очередь работу с фанатами должны вести футбольные клубы, от них в этом плане зависит гораздо больше. Например, когда у «Локомотива» были хорошо налажены контакты с болельщиками, то ни один файер на поле не летел».

Сами футбольные фанаты склонны считать, что силовики и без того не жалуют их. «Вы бы видели, как милиционеры с нами обращаются! – негодует болельщик ЦСКА Антон Санин. – Они не вспоминают о законодательстве, когда заламывают руки или бьют ногами. После такого общения со стражами порядка многие ложатся в больницы с переломами ребер, а то и с черепно-мозговыми травмами. И никакие заявления в прокуратуру не помогут добиться наказания для виновников. Так что пусть лучше милицейское руководство обратит внимание на своих сотрудников». В городе Дзержинске Нижегородской области болельщики хорошо помнят, как блюстители порядка жестоко избили группу футбольных фанатов. А в Ярославле под горячую руку милиционеров попали болельщики «Спартака». Тогда серьезные травмы получили 15 человек. Все пострадавшие утверждают, что они ничего не нарушали.

"