Posted 10 июля 2013,, 20:00

Published 10 июля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 02:16

Updated 8 марта, 02:16

Президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов

Президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов

10 июля 2013, 20:00
В Госдуму внесен законопроект, согласно которому все СМИ должны вступать в федеральную либо региональные саморегулируемые организации (СРО), а исключение из СРО приведет к закрытию СМИ и запрету его учредителю в ближайшие три года создавать новое. Необходимость создания СРО авторы инициативы обосновали заботой о соблюд

– Как вы относитесь к законопроекту о саморегулируемых журналистских организациях?

– Это попытка создать управляемую страну, альтернативную той, которая существует и, как правило, плохо управляемая или не управляемая совсем. Поэтому создается своя страна, в которой можно делать все что угодно. Вот по такому принципу и написан законопроект. Это чудовищный бред, противоречащий всей истории журналистики как таковой. Что они хотят? Они хотят создать новую журналистику. У этой новой журналистики создать новые организации, новую систему творческого самоуправления. Вы когда-нибудь слышали, чтобы был закон о профессиональном самоуправлении? Вы представьте себе закон, который бы этически регулировал деятельность инженеров? Это законы физики регулируют, а не законы государственные. Документ не имеет никакой связи с реальностью.

– Какой будет судьба законопроекта?

– Его не только не должно быть, но это невозможно. Нельзя заново создать целую профессию, существующую более 300 лет. Нельзя выстроить под нее специальную нишу и в этой нише сделать табель о рангах. Там нет распределения, кто будет считаться талантливым журналистом, а кто бездарным.

– В законе этого нет, но вполне может появиться в уставе какой-нибудь из СРО…

– Значит, выстроим всех по головам. И будут правильно выполнять команды. И журналистика кончится. Хотя ее уже и так почти нет. Они ее уже повывели своей правоприменительной практикой. У нас по всей стране идут суды над журналистами. Причем почти никого из них не судят за то, что они написали. Всех судят за шантаж, за мошенничество и так далее. Законопроект – это мертворожденный идиотизм. А так называемая альтернативная журналистская организация (Общероссийская общественная организация «Журналисты России», поддерживающая законопроект. – «НИ») и создана для того, чтобы поддерживать эти идиотические инициативы, ибо больше никто из журналистских организаций, кроме них, такую идею не поддержит.

– Не угрожает ли законопроект свободе слова? Ведь каждая редакция будет обязана подчиняться требованиям СРО, в которую она входит.

– Эти люди не имеют представления о том, что такое свобода слова и свобода средств массовой информации. Они этот закон не разрабатывали, они его придумывали. Большинство законов последнего времени сделаны не оглядываясь: «Я не буду смотреть, что там происходит в жизни, я навяжу этой жизни свой закон». Иногда им это удается, вот они так и делают. А потом пытаются вылезти из собственного идиотизма, и часть идиотизма растворяется в нашей жизни, которая становится еще более идиотской, чем есть.

– Давайте разберем детали законопроекта…

– Не обсуждайте детали, умоляю вас. Это полная бессмыслица. Как только вы начинаете обсуждать детали идиотизма, вы сами становитесь идиотом. И начинаете задавать сами себе идиотские вопросы, давать на них идиотские ответы, запутываетесь в этом идиотизме и начинаете думать, что это нормально. Можно потерять ощущение идиотизма от происходящего. Как только вы начинаете обсуждать детали, вы тем самым подтверждаете разумность целого.

– Сейчас в журналистике достаточно саморегулирования?

– В журналистском сообществе существует несколько органов саморегулирования. Существует Большое жюри Союза журналистов России, существует Общественная коллегия по жалобам на прессу. Никто из придумавших законопроект депутатов этим не заинтересовался. Давайте вспомним процесс в Екатеринбурге над Аксаной Пановой, когда барышня только на следствии встречается с теми, кто обвиняет ее в том, что она их лично шантажировала и лично отбирала деньги. Как это можно сделать, если ты с человеком не знаком и не знаешь, как он выглядит? Судят Аксану, а имеют в виду ее мужчину Женю Ройзмана. Она тоже серьезная барышня, за себя постоять может. Но у барышни все-таки две операции на сердце. Барышню довели до выкидыша. И это назвали процессом против шантажистки. Там есть одна черта, которая очень напоминает законопроект.

– Что это за черта?

– У Аксаны было одно из самых больших в провинции информационных агентств – «Ура.ру». Оно было очень задиристым, очень острым и много портило крови. Решили его ликвидировать через продажу. Его купили у нее. Но надо же быть полным идиотом, чтобы не понимать, что, покупая некую информационную структуру, ты должен одновременно купить и ее идеолога, иначе она не будет существовать. Они купили, и оказалось, что они купили шкурку. Сбежали те, кто делал «Ура.ру» сильным информационным источником, включая саму Аксану. И ее теперь судят за мошенничество, что она, дескать, их обманула. Надо настолько не понимать природу СМИ, чтобы сделать такую глупость!

– Законопроект о СРО только внесен в Госдуму. А закон об НКО – «иностранных агентах» – уже действует. Он угрожает СМИ?

– Этот закон напрямую на СМИ не влияет. Но мы забываем об одной очень важной вещи: климат влияет на все в стране. Если в течение трех месяцев стоит жара в 40 градусов, то она влияет не только на людей, выходящих на улицы, но и на людей, живущих в подвале. Каждое движение нашего парламента напоминает вредное влияние на климат. Каждый закон, хотя он впрямую не относится к тем, на кого он распространяется, действует на всех. Пока мы этого не поймем, мы продолжим выбирать этих умников. Некоторое время тому назад я отвечал на анкету одной любимой мною газеты, и меня спросили, что мне нужно для внутреннего комфорта. Я сказал: вменяемый парламент. Как ни странно, это правда.

ЗА НАПАДЕНИЕ НА ЖУРНАЛИСТА ХОТЯТ САЖАТЬ КАК ЗА НАПАДЕНИЕ НА ПОЛИЦЕЙСКОГО

Вчера депутаты Госдумы Валерий Трапезников («Единая Россия») и Михаил Сердюк («Справедливая Россия») внесли в нижнюю палату парламента законопроект, приравнивающий работу журналиста к работе сотрудников правоохранительных органов по степени опасности. Согласно документу, за угрозы в адрес журналистов будут сажать на срок до пяти лет со штрафом в 200 тыс. рублей, а за насилие в отношении журналиста – на срок до десяти лет. Г-н Сердюк вчера заявил, что текст документа был готов давно, однако трагический случай с журналистом в Дагестане «побудил к тому, чтобы не откладывать внесение документа на рассмотрение Госдумы». Напомним, что 9 июля в поселке Семендер был застрелен обозреватель газеты «Новое дело» Ахмеднаби Ахмеднабиев.
По данным Международного комитета защиты журналистов, Россия находится на девятом месте в «Индексе безнаказанности». С 2003 года в РФ нераскрытыми остаются 14 убийств сотрудников СМИ. Россия по этому показателю обогнала Бразилию, Нигерию и Индию, где количество нераскрытых убийств журналистов не превышает 10. Приравнять работников СМИ к полицейским и судьям предлагала Общественная палата еще в 2008 году, однако эта инициатива хода не получила. В 2010 году Общественная палата предложила приравнять статус журналиста к статусу депутата, и за нападение на журналиста, не повлекшее тяжких последствий, лишать свободы на срок до 12 лет, за нанесение травм средней тяжести – на 12–20 лет, а за тяжкий вред здоровью – от 20 лет до пожизненного заключения. Это предложение также не было принято. На рассмотрении Госдумы сейчас находится внесенный депутатом Олегом Михеевым («Справедливая Россия») законопроект, который приравнивает статус журналиста к статусу адвоката.
Александр ПРОКОФЬЕВ

"