Posted 10 июля 2012,, 20:00

Published 10 июля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:25

Updated 8 марта, 05:25

Когда сошла вода

Когда сошла вода

10 июля 2012, 20:00
В Краснодарском крае сотрудники МЧС завершили поиск погибших от наводнения, число которых, по данным ведомства, превысило 170 человек. Жители Крымска продолжают хоронить родных, приводить в порядок затопленные участки и квартиры. Волонтеры уверены, что обеспечили всем необходимым пострадавших, в том числе в удаленных р

Житель Крымска Сергей Саввиди вчера весь день собирал по округе фрагменты своего разрушенного жилища. «У меня столько работы прибавилось. Сейчас хожу и собираю свою плитку с пола, которую унесло на полтора-два километра от дома», – поделился с «НИ» мужчина. Тем же вынуждены заниматься и другие спасенные и вернувшиеся в свои дома жители города, в котором в ночь с 6 на 7 июня случилось наводнение.

По данным МЧС, на момент подписания этого номера в городе оставалось около 400 полностью разрушенных и 7200 подтопленных домовладений. Отметим, что за вчерашний день эти цифры выросли на треть. Воду пока удалось откачать из 2819 домов. Увеличилось также число зарегистрированных пострадавших: вчера их было почти 35 тыс., позавчера – 22 тыс. Причиной катастрофы МЧС по-прежнему называет ливневые дожди, а большинство местных жителей все еще уверены, что к беде привел аварийный спуск воды из Неберджаевского водохранилища. При этом некоторые из них утверждают, что при получении компенсации их заставляют расписываться, что они были оповещены о наводнении. «Я слышал о такой практике, и меня тоже предупреждали о том, что лучше расписаться в том, что я оповещен, – рассказал «НИ» житель Крымска Максим Товстуха. – Но когда я заполнял в штабе заявку на компенсацию, мне сказали, что в этом пункте можно не расписываться».

По оценке активиста движения «Экологическая вахта по Северному Кавказу» Виктора Чирикова, МЧС и районная администрация со своими обязанностями справляются нормально. «Москвичи приехали, шороху навели, местные власти зашевелились», – поведал г-н Чириков «НИ». Однако добраться в некоторые пострадавшие районы спасателям удалось лишь спустя три дня после катастрофы – уже после того, как там побывали волонтеры. «Вчера вечером поехали в Нижнебаканск и Новоукраинск, – продолжает Виктор Чириков. – Они первые приняли на себя удар стихии, но никто туда не ехал, люди были брошены. Мы были первые. Сейчас туда МЧС направляет людей».

Активистка Эковахты Анна Михайлова в беседе с «НИ» также отметила, что «проблемных» районов за последние двое суток стало меньше: «Возможно, они еще есть, мы активно их ищем и доставляем туда еду и питье».

Волонтеры собрали столько гуманитарной помощи, что людям, потерявшим жилье, негде ее хранить.
Фото: EPA

Как рассказала «НИ» начальник отдела общественного питания департамента потребительской сферы Краснодарского края Елена Авдеева, к восьми официально работающим в Крымске штабам по ликвидации последствий ЧС в понедельник и вторник прибавились еще и стихийные добровольческие точки, где люди могут получить еду и медпомощь. Четыре из них расположены на улице, три – на территории местной школы-интерната. Сегодня за счет города должны быть организованы еще несколько пунктов помощи. «И везде есть полевая кухня, способная охватить от 500 до 2000 человек. Макароны, крупы, тушенка, овощные консервы, чай и кофе – всего хватает», – утверждает г-жа Авдеева. Заместитель главы Крымского района Елена Андриенко отметила в беседе с «НИ», что людей кормят даже в воинских частях и на пожарных станциях. Анна Михайлова подтверждает, что, хотя в ее волонтерском пункте кухни нет, в соседних официальных штабах всегда можно получить горячее питание. «А одежды даже избыток», – рассказал «НИ» другой активист Эковахты – Дмитрий Смольянов.

Виктор Чириков считает, что энтузиазм волонтеров, собравших гуманитарную помощь для жертв паводка, сыграл с ними злую шутку. Пострадавшим, оказавшимся без крова, некуда девать полученные вещи, поэтому они в большом количестве остаются лежать на улице без присмотра и становятся добычей воров. «Это цыганские таборы, которые грузят бесхозные вещи в багажники и увозят. Мы боимся, что они начнут мародерствовать и в домах, поэтому стараемся оповещать жителей», – рассказал «НИ» г-н Чириков.

Еще одна проблема – антисанитарные условия, в которых, по словам Виктора Чирикова, город оказался после того, как вода сошла и обнажила трупы погибших животных. Как сообщил «НИ» главный ветеринарный врач ветеринарного управления Краснодарского края Георгий Джаилиди, от паводка погибло около 20 голов крупного рогатого скота, 70 голов мелкого скота, 70 голов свиней, около трех сотен собак, примерно столько же кошек, несколько тыс. птиц. Домашний скот свозят на специально организованный пункт утилизации около местной птицефабрики, домашних животных хоронят сами жители. Но трупы бездомных собак и кошек остаются на улицах. «Прививки делаются, но нужно предупреждать возможные болезни более мощно. По-хорошему людей надо выселять и делать санитарную обработку», – считает Виктор Чириков. Часть жителей Крымска уже успели поддаться панике: в Главном управлении МВД по Краснодарскому краю вчера разыскивали группу «провокаторов», которые раздавали прохожим респираторы в центре города. Полиции пока не удалось их задержать.

Панические настроения у части жителей Крымска вызывает также информация о сильно заниженном числе погибших. По оценке некоторых блоггеров, от наводнения якобы погибли и пропали без вести не менее 6,5 тыс. горожан. «Если посмотреть списки в моргах, погибших на самом деле более двух тысяч, – рассказал «НИ» Максим Товстуха, который уверен, что власти занизили число жертв. – Все морги забиты. Мы были бы счастливы, если бы погибших было настолько меньше». «Местные жители рассказывают жуткие истории, как в рефрижераторы грузили чуть ли не 350 человек, – рассказала «НИ» Анна Михайлова. – Но это на уровне слухов». Вчера в Крымске похоронили 45 погибших от наводнения, в понедельник – 35. По словам директора МУП «Забота» Вартана Айвазяна, расходы на ритуальные услуги город полностью взял на себя.

"