Posted 10 июля 2007,, 20:00

Published 10 июля 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:35

Updated 8 марта, 08:35

Венерина победа

Венерина победа

10 июля 2007, 20:00
Российские экологи празднуют чуть ли не первую крупную победу за последние несколько лет. Им удалось спасти редчайшее растение – северную орхидею. Цветок рос в лесу, расположенном у полосы отвода железной дороги городка Тейково (Ивановская область). Деревья мешали безопасному движению поездов, поэтому их решено было вы

Так называемая северная орхидея, или венерин башмачок настоящий, – редчайшее растение, занесенное в «Международную Красную книгу» – обнаружили в Ивановской области еще 15 лет назад. По неизвестной причине капризное растение выбрало в качестве места жительства полосу отвода железной дороги под городком Тейково. Биологи в обстановке строжайшей секретности, чтобы не узнали местные жители, наблюдали за цветком. Все это время они пытались его пересадить в более подходящее и безопасное место, но успехом это не увенчалось: растение погибало. Так что орхидею было решено оставить в покое.

Но в начале мая высокие и слишком близко растущие к путям деревья начали вырубать. По словам железнодорожников, липы и березы могли упасть на рельсы и парализовать движение. Однако, уничтожая деревья, рабочие вытоптали и большую часть орхидей. Чтобы спасти хотя бы оставшиеся цветы, доцент Шуйского государственного педагогического университета Михаил Шилов обратился в транспортную прокуратуру района. Вскоре была организована проверка, после которой работы по вырубке леса на месте произрастания цветов были остановлены. Железнодорожники согласились на «точечную» вырубку леса. Биологи смогут продолжать свои наблюдения за уникальным растением.

К сожалению, случай с венериным башмачком в России уникальный, отмечают эксперты. «Добиться отмены вырубки в России практически невозможно, это должно быть что-то глобальное, – рассказала «НИ» старший преподаватель кафедры биоорганической химии МГУ им. Ломоносова Ирина Кравцова. – Такие «малозначительные» вещи, как возможное исчезновение какого-то растения, могут заметить на Западе, где экологи имеют гораздо большее влияние, чем у нас. Вот если бы решили осушить озеро Байкал – у нас, возможно, схватились бы за голову».

Действительно, зарубежная экологическая политика отличается завидным вниманием к угрозе вымирания маленьких, но очень ценных животных и растений. В России же легче подсчитать случаи, когда спасти флору и фауну все-таки не удалось. «Это связано с общей экологической культурой России и Запада, – рассказал «НИ» директор Гильдии экологов Вячеслав Паньков. – Я даже удивлен, что венерин башмачок решили спасти, остановив вырубку леса. Пожалуй, это первая большая победа наших биологов».

Действительно, отечественные экологи давно привыкли к поражениям. Например, на болоте в Братеевской пойме не так давно еще гнездились выпи, единственная пара на всю Москву. Теперь на этом месте строят станцию метро, а выпи остались без дома – подходящих для них мест в столице больше нет. Главный редактор «Красной книги Москвы» только руками разводит: не доглядели…

Увы, это не единственный пример торжества цивилизации над природой. В Крылатском во время постройки элитных жилых коттеджей серьезно пострадали популяции редких видов животных – тритонов и краснобрюхих жерлянок. А на Воробьевых горах для того, чтобы возвести развлекательный комплекс, были вырублены двухсотлетние ясени и уничтожены редчайшие виды цветов из Красной книги, например, ландыши и гвоздики Фишера.

За уничтожение мест обитания организмов, занесенных в Красную книгу, Уголовный кодекс РФ предусматривает наказание в виде трех лет лишения свободы. Именно на такой срок отправится в тюрьму приговоренный на днях житель Курганской области, вырубивший около 400 деревьев в районном лесу. По данным следствия, мужчина «просто» хотел выкопать чугунную трубу и сдать ее на металлолом. К сожалению, чаще всего экологические преступления гораздо большего масштаба остаются без наказания. И тем значительнее выглядит спасение крохотного цветка в Подмосковье.

В ШВЕЦИИ ИЗ-ЗА МАЛЕНЬКОЙ РЫБКИ БЫЛА ЗАКРЫТА СТАНЦИЯ МЕТРО

На одной из линий Стокгольмского метрополитена есть станция-призрак под названием «Кюмлинге». Когда поезд проезжает ее, пассажиры видят пустую платформу, которой пользуются разве что местные крысы. Станция готова полностью, но спуститься под землю нельзя: сняты эскалаторы. «Кюмлинге» – памятник первой очевидной победе экологов над властями. Когда в 60-е годы ее собирались ввести в строй, биологи забили тревогу. Дело в том, что в этом районе протекает крошечная речушка, в которой водится редкая рыбка голец. Если бы станцию открыли, загрязнения водоема и, как следствие, уничтожения рыбки было не избежать. На защиту гольца поднялись тысячи стокгольмцев, и власти сдались. Уже отстроенную станцию метро, несмотря на затраченные миллионы долларов, закрыли, а планы застройки района были положены под сукно.
С тех пор экологическая экспертиза является одним из самых жестких испытаний для строителей и проектировщиков. Не так давно, например, пришлось пересматривать проект прокладки обводной трассы в северной части шведской столицы. Первоначально предполагалось пустить ее поверху, но защитники природы запротестовали: дорога перерезала зеленую зону Стокгольма. Для защиты леса шоссе решили спрятать под землю, значительно повысив стоимость работ.

Алексей СМИРНОВ, Стокгольм

"