Posted 11 июля 2006,, 08:52

Published 11 июля 2006,, 08:52

Modified 8 марта, 09:05

Updated 8 марта, 09:05

Голова Басаева совершенно не повреждена взрывом. И по-прежнему в цене

11 июля 2006, 08:52
Голова Басаева совершенно не повреждена взрывом. И по-прежнему в цене

Чеченские боевики признали гибель Шамиля Басаева. Это следует из сообщения, размещенного на сайте сепаратистов «Кавказ-центр». При этом, как утверждается в сообщении со ссылкой на представителя некоего Военного комитета, Шамиль Басаев погиб «в результате случайного самопроизвольного взрыва грузовой автомашины со взрывчаткой 10 июля 2006 года в районе населенного пункта Экажево в Ингушетии».

Накануне информационные агентства с пометкой «молния» передали сенсационную новость: глава ФСБ Николай Патрушев доложил Владимиру Путину об уничтожении Шамиля Басаева, за которым спецслужбы охотились пятнадцать лет. По мнению президента Чечни Алу Алханова, вчерашний день «можно считать датой логического завершения тяжелейшей борьбы с незаконными вооруженными формированиями».

Сразу после того как стало ясно, что убит именно Басаев, власти стали утверждать, что имела место именно спецоперация, а не «самоликвидация по неосторожности». Г-н Аушев подчеркнул, что спецоперация по ликвидации Басаева готовилась долго. По словам главы МВД Ингушетии Беслана Хамхоева, в спецоперации принимали участие и его подчиненные: «У каждого ведомства была своя задача, ее также поставили и перед нашими подразделениями. И я считаю, что мы с ней справились успешно, вместе с другими».

Заслушав информацию Николая Патрушева о том, что случилось неподалеку от села Экажево, Владимир Путин поручил главе ФСБ подготовить предложение о представлении к наградам тех сотрудников спецслужб, которые готовили и провели данную операцию.

По горячим следам взрыва с комментариями выступили практически все ведущие российские политики. «Яблоко» и СПС проявили редкое для них единодушие. «Это, безусловно, плюс нашим спецслужбам, это их заслуга и победа», — сказал председатель Федерального политсовета СПС Никита Белых.

В свою очередь в заявлении, присланном в «Новые Известия», председатель правительства Чечни Рамзан Кадыров, похвалив спецслужбы, посетовал: «Я сожалею лишь об одном — что не смог лично принять участие в его ликвидации. Его руки по локоть и выше в крови». Рамзан Кадыров отметил, что в эти дни в республике проходят крупномасштабные операции по ликвидации последних остатков бандформирований и их лидера Доку Умарова. Свидетельством эффективного взаимодействия силовиков является не только ликвидации полевых командиров, но и явка с повинной 30 представителей НВФ.

Шамиль Басаев всегда любил работать на публику. Его черная слава началась еще осенью 1991 года, когда Борис Ельцин пытался ввести в Чечне чрезвычайное положение, а начинающий террорист в ответ угнал из Минеральных Вод в Турцию пассажирский самолет, требуя отменить указ о ЧП. Безнаказанность придала ему уверенности в себе.

Летом 1992 года, когда грузинские отряды напали на Абхазию, Шамиль Басаев с отрядом добровольцев отправился «на помощь братскому абхазскому народу» и там впервые приобрел опыт реального кровопролития. В ту пору он воевал по одну сторону фронта с нашими военными: в Абхазию были направлены опытные офицеры ВДВ для негласной помощи в войне против Грузии. Как признавался потом один из офицеров-десантников, тогда он совершенно недооценивал этого невысокого, очень гордого человека с высоким голосом. Басаев снова проявил себя с первых дней чеченской войны против России в декабре 1994 года, участвуя со своим «Абхазским батальоном» в уличных боях в Грозном. Басаев оказался самым последовательным и фанатичным из числа полевых командиров дудаевской Ичкерии. Он не признавал законов войны, «рыцарского кодекса». В июне 1995 года весь мир ужаснулся теракту в ставропольском городе Буденновске, где Басаев захватил в заложники самых беззащитных людей – пациентов районной больницы, в том числе и родильное отделение.

С этого дня он стал самым известным террористом в России и в последующие годы все время стремился конвертировать эту свою черную славу в политическую власть – он стал соперничать с Асланом Масхадовым за пост президента Ичкерии, однако даже лидеры сепаратистов были вынуждены откреститься от его кровавой славы и радикальных ваххабитских лозунгов. Прийти к власти в Ичкерии Басаев в мирное время вряд ли бы смог. Не исключено, что именно подспудное или сознательное желание сместить «слишком мягкого» Масхадова и самому возглавить Чечню и заставило Басаева в августе 1999 года развязать новую войну – его отряды вторглись тогда в мирный Дагестан, и началась вторая чеченская кампания, которая не принесла чеченскому народу ничего, кроме горя.

В этом смысле гибель Басаева выглядит закономерно. Если версия самоподрыва верна, стало быть, один из самых известных и опытных террористов погиб из-за обычной небрежности, проявленной при транспортировке взрывчатки кем-то из подчиненных ему боевиков. В любом случае, Басаев погиб мгновенно – он был обезглавлен взрывом и уже днем опознан «по некоторым характерным приметам», как сообщил вице-премьер Ингушетии Башир Аушев. По информации «НИ», голова Басаева – та самая, за которую ФСБ было назначено 10 млн. долларов, взрывом была практически не повреждена.

"