Posted 10 июля 2006,, 20:00

Published 10 июля 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:05

Updated 8 марта, 09:05

Рано «жать на тормоза»

Рано «жать на тормоза»

10 июля 2006, 20:00
Вчера в Иркутске весь день проходила процедура опознания жертв авиакатастрофы самолета А-310. В это же время специалисты работали, выясняя возможную причину аварии. Эксперты говорят, что обвинять во всем неисправную систему торможения пока нельзя. Между тем, как выяснили «Новые Известия», в России есть достаточно много
Сюжет
Авиация

Напомним, что пассажирский самолет А-310 авиакомпании S7 («Сибирь»), выполнявший рейс «Москва–Иркутск», потерпел крушение утром в воскресенье сразу после посадки. Самолет выехал за пределы взлетно-посадочной полосы, снес бетонный забор, ударился о постройки и загорелся. Самой правдоподобной пока считается версия о том, что причиной аварии якобы стал отказ гидравлической системы тормозов с последующим выходом из строя других систем торможения. Предполагается, что в результате этого аэробус стал практически неуправляем. Впрочем, эксперты по безопасности полетов убеждены, что рано «жать на тормоза», ведь истинной причиной катастрофы мог стать целый ряд факторов. «Делать какие-либо выводы можно только после того, как будут расшифрованы речевой и параметрический бортовые самописцы А-310, – заявил «НИ» заслуженный летчик-испытатель Летно-исследовательского института имени М.М. Громова Владимир Бирюков. – Сейчас говорят и об отказе системы тормозов, и об отказе реверса, и об ошибках пилотов. Версия о неисправности в тормозной системе – не совсем корректная. Во всяком случае, если эти неполадки и были, то они уж точно не могли стать единственной причиной трагедии». По словам эксперта, «95% авиакатастроф не происходят по одной причине, всегда есть основная и несколько сопутствующих причин. Сам факт того, что самолет сошел с полосы на достаточно большой скорости, подозрителен и требует расследования. В данном случае мы имеем дело с целым комплексом факторов – от человеческого до технического и погодного, так что называть какую-либо одну причину трагедии сейчас преждевременно».

Воздушные гавани расширяют фарватер

Другие эксперты, опрошенные «НИ», обращают внимание на то, что взлетно-посадочная полоса аэропорта в Иркутске расположена относительно города отнюдь не оптимально. Специалисты убеждены: в радиусе двух километров от взлетно-посадочной полосы в принципе не должно быть посторонних зданий.

Корреспондент «НИ» связался с несколькими аэропортами России, которые известны особенно интенсивным движением или сложными природными условиями. «У нас погода меняется по пять раз на день – то шторм, то солнце, – сказал «НИ» генеральный директор аэропорта «Мурманск» Эдуард Михайловский. – Зимой бывает обледенение взлетно-посадочной полосы. В любом случае, если погода явно плохая, то наш аэропорт закрывается и не принимает самолеты». Эдуард Михайловский согласен с тем, что аэропорт «Мурманск» – один из самых опасных и проблемных в стране. «Север никогда не был простым», – пояснил он.

Представители аэропорта «Адлер» в Сочи, где недавно также произошла катастрофа, поделились с «НИ» своими соображениями относительно безопасности полетов. «Одна из главных проблем нашего аэропорта состоит в том, что взлет и посадка осуществляются на встречных курсах – все самолеты с моря садятся и на море взлетают, – сообщил корреспонденту «Новых Известий» заместитель генерального директора по авиационной безопасности Александр Зыков.

Александр Зыков отметил, что в аэропорту Сочи тоже есть постройки, расположенные вблизи от взлетно-посадочной полосы. «У нас аэропорт тоже зажат, – признался г-н Зыков «НИ». – Если самолет выкатится с полосы, то непременно врежется в железнодорожную насыпь, да и гаражей рядом предостаточно. С точки зрения безопасности наш аэропорт очень сложный, это вам любой пилот скажет. Кроме того, сильную опасность создают горы, ведь когда самолет летит над горами, его постоянно болтает из-за то нисходящих, то восходящих потоков воздуха». По его словам, в последнее время в аэропорту Сочи решено было установить более новое навигационное оборудование и метеорологические локаторы. Кроме того, предполагается удлинить взлетно-посадочную полосу с 3 тыс. метров до 3, 7 тыс. и расширить с 40 метров до 60.

Удлинить существующую взлетно-посадочную полосу на 400 метров в противоположную от города сторону собираются и в иркутском аэропорту. Об этом сообщил вчера министр транспорта России Игорь Левитин, возглавляющий комиссию по расследованию катастрофы А-310.

Новое ЧП в иркутском небе

Неприятности преследуют иркутский аэропорт. Прямо на следующий день после катастрофы в 18.40 по местному времени здесь совершил аварийную посадку самолет Ту-154 («Уральские авиалинии»), осуществлявший рейс Владивосток–Иркутск–Екатеринбург. За два часа до этого с борта поступило тревожное сообщение об отказе одного из двигателей. Более двух с половиной часов самолет кружил над городом, сжигая топливо. На борту самолета находились 130 пассажиров, девять членов экипажа. Посадка прошла удачно.

ЛЮДИ СТАЛИ БОЯТЬСЯ ЛЕТАТЬ

Страшные авиакатастрофы многократно увеличивают случаи возникновения авиафобий у людей. «Крушения самолетов очень сильно влияют на обострение страхов перед полетами, – пояснила «НИ» практикующий психолог-консультант Мария Стишова. – Если бы самолеты падали раз в год где-нибудь в Зимбабве, страхов бы не возникало. Но катастрофы происходят с нарастающей частотой в самых разных уголках нашей страны. Поэтому человек, чья фантазия очень развита, начинает воспринимать их как нечто такое, что может случиться с ним, происходит так называемая самоидентификация». Вообще же, по словам Марии Стишовой, причина авиафобий кроется в том, что человек по-прежнему воспринимает перелеты как нечто новое и неизведанное, а потому опасное. «Большинство людей абсолютно не понимают, как устроен самолет, во время полета чувствуют, что не контролируют ситуацию, и потому боятся», – считает психолог.

"