Posted 10 июля 2006,, 20:00

Published 10 июля 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:05

Updated 8 марта, 09:05

Профсоюз нелегалов

Профсоюз нелегалов

10 июля 2006, 20:00
Российские власти в очередной раз объявили войну нелегальной иммиграции. Об этом в конце прошлой недели заявил глава миграционной службы РФ Константин Ромодановский. Решить проблему чиновники предполагают методом кнута и пряника: упростить процедуру регистрации и одновременно ужесточить контроль за работодателями, эксп

По данным ФМС, ежегодно в нашу страну приезжают около 20 млн. мигрантов, преимущественно из СНГ, но только 700 тысяч из них оформляют разрешение на работу. Соответственно менее 4% приезжих работают официально и платят налоги. В итоге Россия ежегодно теряет из-за нелегальной трудовой миграции более 200 млрд. рублей. Основной причиной происходящего г-н Ромодановский назвал чрезмерно усложненную процедуру регистрации. Выход, предложенный чиновниками, – внедрение уведомительной регистрации, при которой любому приезжему достаточно просто сообщить миграционной службе о своем трудоустройстве. В ближайшее время предложение миграционной службы рассмотрят в правительстве.

Впрочем, многие эксперты убеждены, что даже если проект получит законодательную силу, кардинально ситуацию он не изменит. «Нельзя сказать, что все, проживающие в Москве нелегально, вдруг сразу побегут регистрироваться, – пояснил «НИ» координатор центра связей с общественностью Движения против нелегальной иммиграции Александр Белов. – Многие из них не умеют писать, я уже не говорю обо всех справках, которые надо будет добыть. Поэтому я считаю, что при таком варианте развития событий зарегистрируется максимум 10% нелегально проживающих. Конечно, принятие упрощенной процедуры регистрации принесет некоторую пользу, например, появятся дополнительные сведения об иммигрантах. Но мысль о том, что проблема моментально решится таким образом, абсурдна».

Одновременно с послаблениями для гастарбайтеров власти планируют ужесточить правила игры для предпринимателей, получающих сверхприбыли от использования «черной» рабочей силы. Прежде всего в зону пристального внимания попадут столичные строительные компании. Уже сегодня вместе со столичной милицией московский стройкомплекс проводит рейды по выявлению случаев использования нелегалов в строительстве. Компании, уличенные в эксплуатации мигрантов, автоматически становятся претендентами в так называемый черный список мэрии столицы. Застройщикам это грозит прекращением потока денег из бюджета столицы и, как следствие, расторжением договора на проведение строительных, реконструкционных или земельных работ.

Однако, как считает правозащитник Сергей Биец, административно-фискальные меры также неэффективны в борьбе с нелегальной иммиграцией и улучшения условий труда рабочих. «Власти сами заинтересованы в сохранении существующего положения вещей, – заявил «НИ» г-н Биец. – Ведь им, как активным участникам строительного бизнеса, это приносит многомиллиардные прибыли. Следовательно, защищать свои права нужно самим гастарбайтерам. Нужно создавать профсоюзы, требовать улучшения условий труда».

К слову, подобные примеры в московской строительной практике уже встречались. Интернациональному коллективу одной из крупных столичных компаний удалось сколотить профсоюз и с его помощью добиться-таки выплаты задержанного жалованья. Но сейчас у объединения рабочих дела идут ни шатко ни валко. Говорят, что связано это с высокой текучестью кадров на стройках. Да и дома их ждут семьи, так что на «посторонние дела» вроде борьбы за социальную справедливость у простых рабочих времени не остается.

Ну а пока чиновники и правозащитники спорят о путях решения проблемы, нелегалы продолжают прибывать в столицу. Масштабы строительства гигантские, спрос на дешевые рабочие руки растет как на дрожжах. По данным г-на Биеца, сегодня в России трудятся не меньше четырех миллионов гастарбайтеров из стран бывшего Союза. Нелегалы составляют более 90% рабочей силы на строительных объектах. Как правило, с ними не заключают никаких контрактов, налоги гастарбайтеры тоже не платят. Средняя зарплата гастарбайтера – 100–150 долларов в месяц, условия работы – ужасные. «Нас как скот держат. За шаг влево, шаг вправо наказывают, – поделился с «НИ» рабочий одной из московских строек киргиз Нурлан. – Зарплату могут отнять или уволить. Кормят похлебками как свиней. Иногда сами берем себе в магазине продукты. Но так очень дорого получается». Несмотря на все это, бороться за свои права ни Нурлан, ни его соратники не собираются. «Наше дело терпеть и копить копейку», – со вздохом говорят нелегалы.

«КТО БЕЗ НИХ У НАС БУДЕТ СТРОИТЬ?»

Если разговориться с рядовым немцем о возрастающем наплыве рабочих-иностранцев, то нередко услышишь вдруг «Не трогайте наших турок и балканцев! Кто без них будет убирать и строить?» Два этих занятия здесь и впрямь в руках гастарбайтеров.
На сегодня только турецкая община в ФРГ официально насчитывает 2 млн. 700 тыс. человек. В большинстве своем это уже потомки тех гастарбайтеров, которые полвека тому назад были приглашены в Германию во времена «экономического чуда». Тогда растущей экономике ФРГ не хватало рабочих рук. Со временем сотни тысяч турецких граждан получили не только немецкие паспорта, но и право приглашать к себе родственников. Кто-то из гостей осел в ФРГ на законных основаниях, но около полумиллиона турков, по мнению экспертов, до сих пор остаются в Германии на «птичьих» правах.
Примерно такое же количество нелегалов прибыло в 90-е годы из бывшей Югославии и Албании. Именно албанская община слывет сегодня главным поставщиком злостных нарушителей знаменитого немецкого порядка.
Но не все ладно с законом и у многих выходцев из бывшего СССР. По некоторым подсчетам, в Германию перебрались до семи миллионов русскоговорящих. Источником же существования двух с половиной миллионов из этих семи миллионов славян вынуждены постоянно интересоваться местные полицейские, пограничники и налоговики. Ведь даже при наличии разрешения на временное проживание далеко не каждый иностранец получает право на работу. Такие и нанимаются «по-черному». Позволяя работодателям экономить на каждом нелегале от пяти до десяти евро в час и уводить в сторону от казны миллиарды.

Сергей ЗОЛОВКИН, Берлин

"