Posted 10 июля 2006,, 20:00

Published 10 июля 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:05

Updated 8 марта, 09:05

«Там ад кромешный»

«Там ад кромешный»

10 июля 2006, 20:00
Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) опубликовал результаты опроса на тему: «Ситуация в сфере образования». Целью исследования было выяснить отношение россиян к профессии учителя (не самое подходящее время для таких опросов, до начала учебного года еще полтора месяца). Несмотря на то, что по сравнению с предыдущими опросам

О существовании национального проекта «Образование», как выяснили сотрудники ФОМа, знают лишь 15% россиян. «Что-то слышали» о проекте 31%. Благодаря «знающим» и «что-то слышавшим» в последнее время претерпели изменения оценки участниками опроса отношений государства и школы. Если два года назад 83% респондентов утверждали, что власть уделяет школе недостаточно внимания, сегодня доля таких ответов снизилась до 65%.

Примечательно, что мнения «знающих» о нацпроекте по ряду позиций отличаются от мнений «среднего россиянина». 42% «знающих» считают, что дела в этой сфере обстоят плохо (в целом по выборке – 34%), по мнению 39% «знающих», учителя живут хуже большинства россиян (в среднем так думают 26%).

Аналитики ФОМа предложили россиянам на минутку примерить «шкуру» школьного учителя. На вопрос: «Если бы вы получили педагогическое образование и работали в школе, могли бы вы стать хорошим учителем?» 29% ответили утвердительно, 35% – отрицательно, треть – затруднились с ответом.

Главный довод тех, кто полагает, что мог бы стать хорошим учителем, – это любовь к детям, умение ладить с ними (10%). Около 6% полагают, что у них есть качества, необходимые учителю, – доброта и терпение. Люди, которые не смогли бы, на их взгляд, быть хорошими учителями, говорили об отсутствии у них способностей и о «неподходящем характере» (15% ответов). Другие честно признавались, что им эта профессия просто не нравится (6%). По 3% опрошенных заявили, что «дети в наше время очень распущенные стали». Ровно столько же считают, что учительский труд тяжелый и неблагодарный, никакими деньгами не компенсировать вред, наносимый здоровью. На вопрос об атмосфере в современной российской школе они ответили: «Там ад кромешный».

Престижность профессии учителя и общественная значимость школьных проблем, по мнению россиян, зависят не только от государственной поддержки, но и от внимания СМИ. Лишь 27% россиян считают, что средства массовой информации уделяют проблемам школьного образования должное внимание. Среди проблем, заслуживающих, по мнению россиян, более детального освещения в прессе, чаще других назывались атмосфера в школе – 10%, воспитательная работа – 6%, низкие зарплаты учителей – 6%, «школьные поборы» – 5%, нехватка учебников, компьютеров, проблемы с питанием, отсутствие ремонта – 5%.

Результаты опроса отражают весьма противоречивую картину. С одной стороны, профессия учителя не пользуется сегодня уважением в обществе – так думают 55%. С другой стороны – треть участников опроса склонны возлагать основную вину за такую ситуацию на самих учителей, которым их профессия, по мнению респондентов, не нравится. Только 43% опрошенных считают, что в школах сегодня работают люди, для которых это призвание, кому урок всегда в радость независимо от зарплаты.

ФУРСЕНКО ЗА ПОВЫШЕНИЕ ЗАРПЛАТЫ УЧИТЕЛЯМ, НО ДЕНЕГ У НЕГО НЕТ

Министерство образования и науки РФ настаивает на реформировании системы оплаты труда учителей. Как сообщается на официальном сайте совета при президенте РФ по реализации национальных проектов, в рамках проекта «Образование» предполагается государственная поддержка субъектов Федерации, вводящих новую отраслевую систему оплаты труда педагогов. Регионы и муниципалитеты получили возможность выбирать системы оплаты труда в образовательных учреждениях. В Министерстве образования и науки РФ были разработаны и направлены в правительство предложения, позволяющие решить задачу увеличения зарплаты учителей не менее чем в 1,5 раза.
Вместе с тем выступая на днях перед педагогами в Нальчике, министр Андрей Фурсенко сообщил, что для повышения зарплаты учителя до уровня средней по стране потребуются все деньги из образовательного бюджета на целый год – 150–170 млрд. рублей. «Мы знаем, что основная проблема образовательной системы – недофинансирование, но решить эту проблему в ближайшие годы нам не удастся», – признал г-н Фурсенко, пояснив, что «госбюджет прозрачен и такую сумму пока взять неоткуда».



Евгений БУНИМОВИЧ, депутат Московской городской думы, заслуженный учитель РФ:

– Номинальная зарплата школьного учителя сильно отличается от реальной, потому что педагог может работать на полторы – две ставки, брать на себя классное руководство, и за это начисляются определенные надбавки.
Средняя заработная плата учителей по Москве составляет сегодня около 13 тысяч рублей в месяц. Что касается российской провинции, в так называемых «нефтяных» районах зарплата учителя приближена к московскому уровню. В других, не столь удачливых регионах, учитель получает 6–7 тысяч рублей в месяц.
Заработки учителей связаны, скорее, с их загруженностью, а не с тем, сколько детей в классе. Существуют нормы, по которым в одном классе должно быть не меньше 25 учеников. В противном случае класс просто нельзя открывать. Если учеников намного больше нормы, то можно разделить один класс на два. Однако часто бывают случаи, когда на два класса детей не хватает, а для одного многовато. Такие моменты решаются индивидуально.

Записала Анна СЕМЕНОВА

"