Posted 10 июня 2015,, 21:00

Published 10 июня 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:42

Updated 8 марта, 03:42

Не страшна им бомбежка любая

Не страшна им бомбежка любая

10 июня 2015, 21:00
Беспилотные автомобили постепенно захватывают внимание не только зарубежных мировых концернов, но и отечественных производителей. «КамАЗ» совместно с компаниями «ВИСТ Групп» и Cognitive Technologies разработали первый грузовик, способный передвигаться без водителя. Предназначен он для армии, однако не исключено, что к

Публичная история беспилотных автомобилей началась в 2004 году. Именно тогда американское агентство оборонных исследований (DARPA) провело конкурс на разработку систем беспилотного управления. В первом ралли-рейде длинной 230 км, устроенном для машин-роботов, из 20 участников только 7 достигли финиша. Между тем уже в конце 2000-х в аналогичном мероприятии, проведенном в пустыне Невада, все автомобили справились с маршрутом. Более того, в импровизированном поселении, построенном специально для испытаний, эти же машины устроили нечто вроде городского трафика с хаотичным движением. На основе этих экспериментов был сделан вывод, что машины-роботы способны самостоятельно жить не только в свободном ралли-рейде, но и в стесненных условиях большого города.

Не случайно первыми, кто встал в очередь за автомобильным автопилотом, были военные. Они уже получили беспилотные грузовики и боевые разведывательные машины, способные самостоятельно достигать заданных точек маршрута. Программа Пентагона и компании Oshkosh предполагает, что до конца десятилетия треть военного транспорта будет оснащена автопилотами. Был разработан проект Cargo UGV, где за основу взят массовый тактический грузовик (MTVR) компании Oshkosh. Автомобиль получился неприхотливым в эксплуатации. Во время экспериментов колонной из нескольких беспилотных MTVR управлял один оператор. Машины работали не только днем, но и ночью и на разных типах местности, в том числе на глиняных разбитых дорогах, в лесу и в руслах небольших ручьев.

Именно поэтому автопилот стал находить понимание у отечественных разработчиков. Военные системы для автоматизированного управления стали разрабатывать «ВИСТ Групп» и Cognitive Technologies. Монтаж оборудования на первом беспилотном «КамАЗе» завершился в начале мая в научно-техническом центре КамАЗа (НТЦ). В качестве опытного образца выбран серийный КамАЗ-5350, который уже зарекомендовал себя как отличный полноприводный служака. Такой автомобиль способен преодолевать ров глубиной до полуметра и брод в 1,75 м глубиной. С 90-х годов его активно поставляют в армию не только в качестве транспортного средства для перевозки личного состава и грузов, но и в качестве платформы для разного рода вооружений.

Системы управления, разработанные компаний «ВИСТ Групп» и Cognitive Technologies для КамАЗ-5350, включают в себя лидар, то есть прибор, определяющий рельеф местности с помощью лазерного сканирования, а также видеокамеры, ультразвуковые сенсоры и обычные радары. Все компоненты соединены с бортовыми компьютерами, которые не только анализируют информацию, но и выдают команды транспортному средству. Для грузовика был разработан и мобильный пункт дистанционного управления, включающий манипулятор, с помощью которого можно управлять автомобилем. Предполагается, что овладеть техникой сможет простой водитель, не имеющий специального образования.

В Набережных Челнах грузовик уже прошел предполигонные испытания, а их следующий этап состоится на полигоне в подмосковном Ногинске. Будут отрабатываться приемы движения в колоннах и по пересеченной местности.

Также планируется проверка режима полностью автономного движения автомобиля без использования сигналов GPS/«Глонасс». Специалисты будут оценивать способности искусственного интеллекта, разработанного фирмой Cognitive Technologies, в оценке местности и в принятии самостоятельных решений. Такой режим предназначен для скрытного передвижения техники. Инженерам важно довести распознавание объектов до 99,99%.

Роботизированные системы с автономным управлением необходимы в экстренных ситуациях. Дело в том, что человека защитить довольно трудно. Для любой брони найдутся средства поражения, способные ее пробить. В этих условиях гораздо проще защитить электронику, которая при обстреле сможет вытянуть машину из опасной зоны.

Как заявил гендиректор «КамАЗа» Сергей Когогин, серийное производство грузовиков с автопилотом может начаться не раньше, чем через два года. На дорогах же общего пользования они могут появится только после разработки международных правил, регламентирующих работу автопилота. Произойдет это не раньше 2020 года.

"