Posted 10 июня 2009,, 20:00

Published 10 июня 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:24

Updated 8 марта, 07:24

Выбраться из колеи кризиса

Выбраться из колеи кризиса

10 июня 2009, 20:00
Российские банки, постепенно приходящие в себя после шока, вызванного кризисом, начали активно возобновлять временно приостановленные программы автокредитования. И хотя нынешние условия выдачи подобных займов стали гораздо строже, а процентные ставки заметно выше, число желающих воспользоваться новыми предложениями неу
Сюжет
Банки

Неожиданно разразившийся кризис положил конец автомобильному буму в нашей стране. Тревожные новости с мировых фондовых площадок заставили банки в спешном порядке свернуть относительно доступные программы автокредитования, с помощью которых в России была куплена каждая вторая машина.

Банки не хотят буксовать

Неудивительно, что в таких условиях кривая спроса на автомобили тут же устремилась вниз, а дилеры, чтобы хоть как-то стимулировать продажи, начали отчаянно демпинговать. В итоге размер новогодних скидок, остававшихся актуальными даже весной, порой доходил до нескольких сот тысяч рублей в зависимости от модели. Но, даже несмотря на подобный аттракцион неслыханной щедрости, ряды клиентов автосалонов стремительно редели. Впрочем, несмотря на низкую платежеспособность населения, вызванную финансовыми неурядицами, беспрецедентный дисконт сделал свое дело: к лету скопившиеся в автостоках запасы все-таки удалось распродать. А перед дилерами встал вопрос о том, как реализовать авто 2009 года выпуска.

На выручку тут же пришли банки, которые тоже изыскивают способы заработать и возобновляют свои кредитные программы, заманивая клиентов выгодными предложениями. Разумеется, если сравнивать сегодняшние условия с докризисными, эти предложения не кажутся столь заманчивыми. Но в сложившейся ситуации выбирать не приходится. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, процентные ставки в рублях с 12–13% годовых увеличились до 15–18%. При этом в большинстве банков заметно ужесточились и требования к потенциальным заемщикам. И если раньше для того, чтобы получить ссуду, вполне достаточно было частично подтвердить размер зарплаты, то сейчас необходимо принести справку по форме 2-НДФЛ.

Ряд кредитных организаций выставил особые требования к размеру первоначального взноса: в некоторых случаях он должен достигать 30% от предполагаемой покупки, хотя еще недавно эти платежи составляли 20, 10, а в некоторых местах и 0%. А вот сроки кредитования остались прежними: как и до кризиса, заем можно получить на 3–5 лет.

Положение обязывает

Впрочем, возможность сэкономить на покупке автомобиля есть даже в нынешней непростой ситуации. Специалисты советуют обратить внимание на совместные кредитные программы дилеров и банков, в большинстве случаев предполагающие значительный дисконт. Правда, выбор подобных предложений весьма ограничен. Речь в основном идет о внедорожниках, спрос на которые из-за кризиса существенно снизился, и авто бизнес-класса, которые по аналогичным причинам не пользуются былой популярностью. Скидки на подобные модели по-прежнему доходят до 200–300 тыс. рублей, а в некоторых случаях льготы могут быть еще более заманчивыми. Поэтому тем, у кого есть возможность приобрести подобное авто уже сейчас, эксперты советуют поторопиться с выбором: количество предложений, как всегда, ограничено.

А вот на скидки на более востребованные модели текущего года выпуска рассчитывать не приходится. Более того, цены на них заметно подросли. Но дилеров в этой ситуации винить не в чем: стоимость новеньких авто растет по объективным причинам. По словам специалистов, производители устанавливают цену исходя из своих издержек, а наценка дилеров сейчас минимальна и сократить ее не представляется возможным. В противном случае продавцы автомобилей не смирились бы с 50%-ным падением продаж, зафиксированным аналитиками в прошлом квартале. Поэтому помимо максимально льготного кредитования, которое возможно в создавшейся ситуации, дилерам остается привлекать клиентов только за счет повышения уровня сервиса. Разумеется, дело не ограничивается приветливыми улыбками персонала и обстоятельными ответами на любые возникающие вопросы: покупатель может получить дополнительный год ТО бесплатно, незначительное расширение комплектации и всевозможные подарки.

Протянули руку… помощи

Свою роль в стимулировании автокредитования в кризис сыграла и соответствующая государственная программа субсидирования процентных ставок, которая немного оживила падающий спрос и внушила некоторый оптимизм участникам рынка.
И это при том, что условия госпомощи пока нельзя назвать особенно привлекательными. Во-первых, на субсидию могут рассчитывать только те, кто планирует купить автомобиль не дороже 350 тыс. рублей, который значится в особом списке. Во-вторых, речь идет не о бесплатной рассрочке, а лишь о частичном, строго ограниченном по времени субсидировании процентной ставки. При этом первоначальный взнос должен составлять не менее 30% от суммы покупки.
Как только условия программы были обнародованы, в прессе появились сообщения о том, что все усилия государства направлены не на помощь рядовым потребителям, а на поддержку АвтоВАЗа, продукция которого как раз идеально укладывается в поставленные рамки. Неудивительно, что за первый месяц существования программы с ее помощью было реализовано не более 5 тыс. авто, хотя за год продажи должны достигнуть показателя в 150 тыс. машин. Чтобы исправить ситуацию, уже подготовлен проект постановления правительства, согласно которому максимальная стоимость автомобиля может быть повышена до 600 тыс. рублей, а первоначальный взнос снижен до 15%. По словам экспертов, если эти поправки будут приняты, на льготном основании можно будет приобрести практически любую иномарку, собираемую в России.
Впрочем, усилия государства не пропали даром: многие иностранные производители, имеющие заводы на территории России, мгновенно просчитали свою выгоду от участия в программе и даже снизили цены на свою продукцию, чтобы соответствовать ее условиям.
Тем же, кто при всем желании не сможет втиснуться в обрисованные государством границы, приходится в содружестве с банками изобретать собственные кредитные продукты. И здесь дилеры пошли разными путями: кто-то делает послабления при выдаче ссуды на все представленные автомобили, а кто-то готов субсидировать покупку только менее востребованных моделей. Впрочем, бонусы от частных компаний не ограничиваются льготным кредитованием: потенциальные покупатели могут получить полис КАСКО в подарок, скидку в 10% от стоимости авто или расчет цены по более выгодному курсу доллара или евро.
Однако есть одно «но»: согласно Налоговому кодексу, выгода, полученная от экономии на процентах, облагается налогом. Эта норма вступает в силу, если ставка кредита ниже 2/3 ставки рефинансирования, установленной Центробанком. Причем налог составляет ни много ни мало 35%. Однако банкиры уже нашли способ его обойти: в договоре прописывается полная стоимость кредита, а переплату дилер компенсирует заемщику, оформляя соответствующую скидку.
Алина СТЕПАНОВА

"