Posted 10 июня 2008,, 20:00

Published 10 июня 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:07

Updated 8 марта, 08:07

Трудяги луковые

10 июня 2008, 20:00
Вчера представители МВД РФ заявили об освобождении из рабства в Раменском районе Московской области 49 уроженцев Узбекистана, которых преступники держали в подвале овощного хранилища. Рабы чистили и сортировали лук, который потом продавался на подмосковных рынках. Этих людей, среди которых были женщины и подростки, обм

О том, что в поселке Чулково Раменского района в помещении местного овощехранилища содержатся рабы, сотрудники милиции узнали случайно. «Одна из женщин сумела сбежать и сообщить нам, что ее соотечественников удерживают в заключении, – сообщил «НИ» сотрудник пресс-службы Департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом (ДБОПиТ) МВД России Иннокентий Нефедов. – В тот же день мы провели операцию по освобождению узбеков, так как была вероятность того, что побег обнаружится и всех невольников перевезут в другое место». Оперативники ожидали, что им будет оказано сопротивление – овощехранилище находилось под охраной. Но все прошло гладко. Вместе с рабами там находились и их мучители – два уроженца Азербайджана, владельцы хранилища. «Всего рабовладельцев оказались шестеро, – продолжает Иннокентий Нефедов. – Они держали узбеков в подвале хранилища, где были просто ужасные условия: стоял тяжелый запах лука и немытых тел. Узники спали на деревянных нарах, прямо рядом складировался репчатый лук, который они очищали и сортировали. Никакой воды, чтобы помыться, у них не было». Мужчин их хозяева постоянно били, а женщин насиловали.

Всего были освобождены 49 человек в возрасте от 19 до 50 лет. 13 из них согласились сотрудничать со следствием. Их перевели в реабилитационный центр Международной организации миграции (МОМ). Остальных готовят к депортации в Узбекистан. Как выяснили следователи, узбеков завербовали в их стране, пообещав в Москве работу и огромный доход. «У всех на родине сложилась тяжелая ситуация, кто-то не мог найти работу, другие потеряли кормильца, – рассказала «НИ» психолог реабилитационного центра МОМ Вероника Барабанова (фамилия изменена. – «НИ»). – Сюда приезжали не только одиночки, но и супруги. Много было женщин с детьми-подростками». Причем вербовщики умудрились с каждого «стрясти» еще и деньги. «Сначала узбекам сказали, что от них потребуется только четыре тысячи рублей на билет на самолет и две с половиной тысячи на питание, – говорит Иннокентий Нефедов. – Но потом им сообщили, что билет стоит восемь тысяч. Владельцы овощехранилища, куда были привезены мигранты, сначала заставили их отрабатывать долг. Причем за каждую провинность работники штрафовались, что позволяло вообще не платить им зарплату». Как ни странно, но узники верили в то, что рано или поздно они увидят обещанные деньги. «Людям свойственно надеяться на лучшее, если реальность ужасна», – поясняет «НИ» психолог Вероника.

Впрочем, врачи беспокоятся не только за психику бывших рабов, но и за их физическое состояние. «У многих и до приезда в Москву были различные заболевания, а за время, проведенное в заключении, болезни обострились, – продолжает наша собеседница. – Это разные воспаления, заболевания органов дыхания, проблемы с почками, обострения в желудочно-кишечном тракте. К этому привела плохая пища, низкая освещенность помещений, спертый воздух и ужасное обращение. Часть людей провела в подвале всего месяц, а некоторые жили в нем полгода».

Сейчас сотрудники реабилитационного центра ищут родственников рабов. Часть пострадавших уже созвонилась с семьями. После того, как следствие будет завершено, людей отправят на родину. Специалисты ДБОПиТ МВД РФ говорят, что за длительное время это единственный случай выявления рабов на территории Подмосковья. «Подобные преступления считаются латентными, и не исключено, что и сейчас где-то действуют современные рабовладельцы, – заявил «НИ» руководитель пресс-службы ДБОПиТ Евгений Артемов. – Рабов используют на строительстве или, как в этом случае, на подпольных предприятиях. Обычно мы узнаем об этом, только если кому-то из узников удается бежать».

"