Рус
Eng

Зеленый Луг против "Теслы": эко-активисты Германии диктуют свои условия Илону Маску

Зеленый Луг против "Теслы": эко-активисты Германии диктуют свои условия Илону Маску

Зеленый Луг против "Теслы": эко-активисты Германии диктуют свои условия Илону Маску

11 мая 2021, 17:42
Общество
Фото: twitter.com
Макет гигафабрики Теслы в Германии
В 40 км от Берлина в федеральной земле Бранденбург калифорнийская корпорация Тесла строит завод по производству своих электромобилей. Уже куплен гигантский участок земли и возводятся корпуса, но официального разрешения на строительство пока нет. Против американского «Голиафа» успешно борются местные экологи.

Елена Иванова

Начала производства электромобилей Тесла с нетерпением ожидают в столице Бранденбурга Потсдаме и в Берлине, во всех штаб-квартирах автоконцернов - Фольксвагене, Даймлер-Бенце и БМВ. В Грюнхайде (в переводе Зеленый Луг), где строится гигафабрика Теслы, не только не ждут открытия, но и активно борются за то, чтобы обещанный первый автомобиль сошел с конвейера как можно позже. Пока побеждает не мультимиллиардер Илон Маск, а несколько тысяч человек деревни Грюнхайде, которые уже добились того, что начало производства машин отложено на полгода.

Гражданские инициативы в Германии не редкость. В Эберсвальде граждане уже несколько десятилетий успешно блокируют окружную дорогу. Много лет идет борьба жителей Миксдорфа против строительства ветряков. Таких примеров десятки. Критики таких начинаний грозятся продвинуть закон, запрещающий апелляции в трех судебных инстанциях. Член гражданской инициативы «Грюнхайде против гигафабрики» Штеффен Шорхт считает, что только такое сложное законодательство позволило жителям его деревни успешно бороться за свои права против Теслы.

Успехи экологическим активистам даются нелегко везде – что в Шиессе, что в Грюнхайде. Только решимость жителей может сподвигнуть капиталистов и власти если не отменить, то хотя бы изменить первоначальные планы. На кону всегда стоят большие или очень большие деньги. Согласно заявке на разрешение строительства, общий объем инвестиций Теслы в бранденбургское производство составит 1 миллиард 65 миллионов евро. На первом этапе будет произведено 150 тысяч машин, но затем объемы вырастут до полумиллиона в год. Для правительства еще важнее 10 тысяч рабочих мест, которые будут созданы в депрессивных восточных землях. Премьер-министр Бранденбурга несколько раз летал к Илону Маску и уговаривал простроить гигафабрику именно в своей федеральной земле. А жители хотят дышать чистым воздухом, пить чистую воду и контролировать тех, кто на их земле собирается зарабатывать миллиарды. С января 2020 года идут демонстрации, петиции, обращения в суд. Сначала шли протесты против вырубки леса для строительства корпусов завода. Затем активисты подали в суд. Суд сначала остановил работы, но через некоторое время дал «зеленый свет». Окончательного разрешения на строительство нет до сих пор – американцы строят по временным на каждый вид работ – отдельно на прокладку коммуникаций, отдельно на возведение стен и строительство новой развязки автобана. На общественных слушаниях было подано 360 претензий к проекту. Больше всего экологи и граждане беспокоились по поводу строительства Теслой собственной скважины. Общественно-правовой телеканал ЦДФ поддержал активистов. По сведениям журналистов, Тесла будет потреблять столько же воды, как город с 40-тысячным населением. Трудно себе представить, чтобы телеканал «Россия» высказался против строительства Крымского моста из-за экологических соображений. Дискуссия ведется на самом высоком уровне: уже высказал свою точку зрения Илон Маск, приведя абсурдный аргумент, что трудно говорить о недостатке воды в регионе, где растут леса. Ему сразу и ответили – от того и растут, что вода пока есть.

Завод строится в водоохранной зоне, и сколько предприятие будет забирать воды, не будет поддаваться никакому контролю. Активная позиция защитников природы привела к тому, что американцы внесли изменения в проект. Вместо водяного охлаждения при производстве батарей будет использоваться воздушное, поэтому ежедневное потребление будет снижено с 372 кубометров в час до 238. Экологи проиграли? Как посмотреть. Раймунд Шварце, экономист и эколог университета Франкфурта на Одере говорит: «Я считаю это решение Теслы победой инициативной группы, которая с нужной мере заострило экологическое сознание общественности».

Еще одна маленькая победа – американцам пришлось перенести заводскую заправку и хранилище ГСМ из водоохранной зоны после проверки прокуратуры, куда написали бдительные граждане. В концерне говорят – мы тоже умеем признавать свои ошибки. Признают их тесловцы только под постоянным прессингом общественности – и никак иначе.

Такие комплексные проекты проходят в Германии сложнейшую процедуру согласований. Иностранным инвесторам нужно готовиться к изнурительному диалогу не только с властями, но и с гражданами. Профессор Гумбольдского университета Берлина, юрист Ульрих Баттис говорит: и правильно. «Мы густонаселенная страна с ярко выраженной культурой спора. Нужно терпеть».

Пока нет разрешения на строительства от германского министерства охраны природы, нет и судебных исков. Из-за желания Илона Маска, помимо сборочных производств, построить самую большую в Европе фабрику по производству батарей разрешение может быть получено через несколько месяцев. Поскольку производство вредное, летом ожидаются новые общественные слушания. Кто бы сомневался, что будут опять поданы сотни претензий от активистов. Власти Барнденбурга говорят, что у них есть время до ноября на выдачу разрешений. 43 миллиона евро Маск уже заплатил за 300 га земли, на которой идет строительство. Сам предприниматель приезжал в Грюнхайде в апреле и очень возмущался, почему все идет так медленно. Сколько он уже вложил, никто не знает, но общие инвестиции составят, по последним сведениям, 5,8 миллиардов евро. На кону стоят не просто большие, а очень большие деньги. Но экологические активисты борются дальше. Им не привыкать – опыт у них большой. А для конкурентов Теслы - БМВ, Мерседеса, Ауди и Фольксвагена - любое препятствие на пути американцев - возможность уменьшить разрыв и самим продвинуться в чистом автомобилестроении. В Мюнхене, Штуттгарте и Вольфсбурге рады любой задержке на своем родном немецком рынке, тем более, что цена на бранденбургские Теслы будет ниже нынешней. В этом редком случае интересы бизнеса и экологов совпали.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter