Posted 10 мая 2010,, 20:00

Published 10 мая 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:55

Updated 8 марта, 06:55

Вместе не всегда веселей

10 мая 2010, 20:00
Мамы и папы учеников одной из общеобразовательных школ на юге столицы на днях с удивлением узнали о том, что через месяц их школа будет поглощена соседней гимназией. На новость родители отреагировали негативно: в гимназии учатся по совершенно другой программе, да и нагрузки там отличаются от тех, что действуют в общеоб
Сюжет
Суды

Решение о реорганизации государственной общеобразовательной школы №839, что недалеко от метро «Коломенская», и ее соединении с гимназией №1527 было принято в связи с реструктуризацией малокомплектных школ – в 839-й учатся 260 человек. «Нам сказали, что ученикам начальной школы позволят прозаниматься до четвертого класса, а потом придется либо сдавать особые экзамены, чтобы попасть в гимназию, либо самостоятельно искать место где-то еще, – поделилась с «НИ» мама одного из первоклассников реорганизуемой школы Юлия. – Однако в гимназии преподают немецкий, тогда как у нас – английский, да и вообще обучение идет по нетрадиционной программе, по ней же сдают вступительное тестирование. По соседству общеобразовательных школ нет, до ближайших – не меньше 20 минут хода, причем путь пролегает по дорогам с высоким уровнем аварийности. Кроме того, эти школы просто забиты под завязку, свободных мест нигде нет».

Впрочем, как сообщила «НИ» директор гимназии Елена Кадыкова, выгонять детей на улицу никто не планирует. «Реорганизация направлена на расширение территории гимназии, учеников наших начальных классов просто «подселят» в 839-ю школу. В остальном все останется прежним: и педагоги, и дети, и программа». О сохранении условий учебы «НИ» заявили и в столичном департаменте образования. «Из-за нормативно-душевой системы финансирования малокомплектным школам очень сложно выживать, – рассказал «НИ» пресс-секретарь департамента Александр Гаврилов. – Поэтому их объединяют с более крупными и статусными учреждениями. В этом году планируется реорганизация 19 таких школ. Однако их не закрывают. Здания, педагоги и программа остаются прежними. Если родители не хотят, чтобы ребенок учился в гимназии, он может перевестись в любую другую школу, места будут обеспечены. Варианты подберем индивидуально: школьника, с первого класса учившего, скажем, испанский язык, не отправят в английскую школу».

Эксперты между тем называют процесс реструктуризации малокомплектных школ не просто вредным, но и опасным для системы образования. «Учеба не может быть сферой коммерческих услуг, разговоры о деньгах там попросту неуместны, – пояснил «НИ» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Но раз уж речь идет об этом, то лучше оставить малокомплектную школу, как есть: укрупнение классов и школ снижает качество образования, потому что начинает работать общий, а не индивидуальный подход. Кроме того, смена условий учебы оказывает негативное влияние на эмоциональное, психическое, умственное и физическое состояние ребенка. И хотя закону решение о реорганизации не противоречит, родители имеют полное право отстаивать самостоятельный статус школы и даже обращаться в суд».

УЧИТЕЛЯ СМОГУТ ПОВЫШАТЬ КВАЛИФИКАЦИЮ РАЗ В ПЯТЬ ЛЕТ

В минувшую пятницу Госдума в первом чтении приняла поправки в закон «Об образовании», которые предоставляют учителю право проходить профессиональную переподготовку или повышать квалификацию не реже, чем один раз в пять лет. Такое право педагогов фактически уже предусмотрено статьей 197 Трудового кодекса РФ, и вновь принятые поправки устанавливают лишь периодичность переподготовки. Председатель думского комитета по образованию Григорий Балыхин отмечает, что право на повышение квалификации и переподготовку имеют педагоги всех типов, видов и организационно-правовых форм образовательных учреждений. «К сожалению, не все школы обращают внимание на своевременную переподготовку учителей, – сказал он. – Школы оснащаются современным оборудованием, меняются стандарты в сфере образования. Но чему будут учить педагоги, если многие из них сами еще живут прошлым веком?» Депутат Татьяна Яковлева отметила, что два года назад 40% учителей не умели пользоваться компьютерами. Сейчас же этот показатель сократился вдвое.
Зампредседателя комиссии по образованию и науке Общественной палаты РФ Любовь Духанина считает принятые парламентариями поправки необходимыми. «Идеальным по периодичности может считаться прохождение переподготовки именно раз в пять лет, – заявила она «НИ». – Принципиально для учителей это ничего не меняет, но подкрепляет финансирование переподготовки». По замыслу депутатов, каждый педагог сможет сам выбирать программу повышения квалификации, а также образовательное учреждение для прохождения этой процедуры. В регионах планируется сформировать банки данных организаций, предлагающих соответствующие образовательные программы. Предполагается, что директорам школ и лучшим учителям будет дана возможность обучаться в других регионах.
Любовь Духанина считает, что педагоги сегодня испытывают потребность проходить переподготовку и чаще, чем раз в пять лет. «Есть много учителей, которые проходят ее чаще, и для этого школа привлекает либо дополнительные средства, либо учитель оплачивает ее сам», – заметила г-жа Духанина. В свою очередь, президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков в беседе с «НИ» отмечает, что в последние 10–12 лет процесс переподготовки носит формальный характер: «Учителя отзываются о нем очень сдержанно. Систему переподготовки всегда не очень-то любили, многие относились к ней, как к ненужной обязаловке». Кроме того, Сергей Комков говорит, что сегодня складывается ситуация, при которой уже скоро проходить переподготовку преподавателям будет попросту негде: «Раньше существовали институты усовершенствования учителей, потом их преобразовали в некие образовательные центры по переподготовке. Сегодня переподготовка проходит при соответствующих подразделениях педагогических вузов, а их количество решено сокращать».
Александра КОШКИНА

"