Posted 10 мая 2006,, 20:00

Published 10 мая 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:15

Updated 8 марта, 09:15

«Народ нас поймет»

«Народ нас поймет»

10 мая 2006, 20:00
Вчера в редакцию «Новых Известий» поступила копия письма сотрудников Государственного историко-архитектурного музея-заповедника «Рязанский Кремль» министру культуры и массовых коммуникаций РФ Александру Соколову. Как явствует из этого документа, министерство за спиной музейщиков, которых на словах поддерживает, ведет с

Битва за Рязанский Кремль доказывает, что пресса в России пока имеет основания считать себя какой-никакой, но «четвертой властью». Во всяком случае, в это продолжают верить сотрудники Рязанского музея-заповедника. Вот строки из письма, пришедшего в редакцию «Новых Известий» вчера утром: «Еще раз спасибо вам за публикации в поддержку Кремля. Увы, министерство готово нас «сдать», обсуждают вопрос напрямую с Павлом (архиепископом Рязанским и Касимовским. – «НИ»), не приглашая на обсуждения ни администрацию музея, ни даже Федеральное агентство, которое выступило против передачи Кремля. На словах просят нас «не поднимать шума», «переступить через себя» и т. д. Посылаем вам первым открытое письмо А.С. Соколову, которое намерены разослать по СМИ».

В послании коллектива «Рязанского Кремля» г-ну Соколову сообщается: «Из письма директора департамента культуры Министерства Шубина от 26 апреля 2006 г. мы с удивлением узнали, что «14 апреля 2006 г. в Минкультуры России состоялась встреча руководства министерства с архиепископом Рязанским и Касимовским Павлом, на которой было принято решение о разработке заинтересованными сторонами концепции решения вопроса о возможной передаче находящегося в федеральной собственности недвижимого имущества религиозного назначения (православных храмов) ансамбля Рязанского Кремля в пользование Рязанской епархии Русской Православной Церкви в установленном порядке в рамках действующего законодательства».

Вызывает недоумение, – пишут музейщики своему прямому начальнику, – почему на эту встречу не были приглашены представители Федерального агентства по культуре и кинематографии Российской Федерации и нашего музея. Это значит, что министерство не считает ни «Роскультуру», ни музей заинтересованными сторонами?

Оборона музея-заповедника рязанцами пока носит мирный характер.

Мы считаем, что данный вопрос – не частный случай и касается он не только судьбы Рязанского Кремля, поэтому ни при каких обстоятельствах его нельзя решать кулуарно. Это проблема будущего существования многих музеев и особо ценных объектов культуры, а также взаимоотношений государства и Церкви в целом. Мы полагаем, что Минкультуры России – не Священный Синод, чтобы представлять исключительно интересы Церкви».

Прямо скажем, отчаянное письмо. Печальнее всего, что оборону Кремля сотрудникам заповедника приходится держать практически в одиночку. Да, свою позицию четко выразил губернатор Георгий Шпак: «Осуществлять передачу Рязанского Кремля в ведение епархии необходимо постепенно». В музее, подчеркнул он, хранятся «вещи мирового уровня и в единственном экземпляре. За один раз невозможно передать все. Поэтому необходимо тщательно продумать вопрос о переносе музея». Губернатор подсчитал: если строить для музея новое здание, на это потребуется около 2 млрд. рублей. Сегодня государство ежегодно выделяет на содержание Кремля 60 млн. рублей и еще 30 млн. уходит на реставрационные работы. «Способна ли Церковь выплачивать такие суммы?» – вопрос не праздный. Категорически на стороне музейщиков и заместитель председателя Рязанской областной думы Владимир Федоткин: «Для нас очень прискорбно, – заявил он в интервью «НИ», – что конфликт приобрел такую остроту. Мы положили много сил на включение заповедника в свод памятников федерального значения. Сегодня Кремль – то место, куда могут прийти люди любого вероисповедания, любой национальности, чтобы познакомиться не только с церковным искусством, православной культурой, но и с историей Рязанского края. А когда вместо заповедника появится монастырь, туда не все смогут попасть, да и не каждый пойдет. Это значит отрезать наших детей от богатейшего культурного пласта. По-моему, такое намерение не оправдано. Добавлю, что в Рязани и без того много храмов. Содержать их нам тяжело. Боюсь, если передать Кремль в пользование Церкви, она не сумеет его самостоятельно, без нашей помощи сохранить как исторический памятник». Но, судя по всему, на рязанские власти оказывается мощное давление. «Как в Москве решат, так, значит, и будет», – говорит сегодня губернатор Шпак. В свою очередь архиепископ Павел говорит об исходе сражения за Кремль как о деле предрешенном. По его словам, противники передачи музейного комплекса РПЦ «пытаются преподнести людям ложный аргумент, что якобы епархия не будет пускать на территорию людей других вероисповеданий, представителей отдельных политических партий, что якобы музей окажется закрыт для всех остальных. Но все это лишь мнения музейных работников, у нас же на самом деле нет таких целей». Владыка добавил (погрешив против истины), что «на территории Кремля отсутствуют гражданские строения, а все здания комплекса всегда принадлежали Церкви и использовались исключительно в религиозных целях». И даже не точку – восклицательный знак поставил архиерей в конце интервью, данного на днях Интерфаксу: «Остается надеяться, что все пройдет благополучно, и народ нас поймет».

Между тем на сайте музея-заповедника в режиме «онлайн» идет опрос: отдавать или не отдавать его РПЦ? Лишь 11 % посетителей сайта (и Кремля) готовы понять владыку Павла. А среди тех, кто не готов, – прославленный археолог, академик РАН Валентин Янин, директор Института российской истории Андрей Сахаров, директор Института искусствознания Алексей Комеч, члены Ассоциации музеев России, директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков, сотрудники Владимиро-Суздальского и Кирилло-Белозерского музеев-заповедников... И они, и еще многие, вполне разделяют позицию коллектива заповедника: данный вопрос – не частный случай. Понимают ли это в Московской Патриархии? Не могут не понимать. Понимает ли это министр Соколов? Разумеется. Но падение Рязанского Кремля может стать опасным прецедентом. Те, кто в советские времена были союзниками, защищая наше общее культурное наследие, рискуют оказаться по разные стороны крепостной стены.

Вот это – вопреки прогнозам архиепископа Павла – народ вряд ли поймет.

И вряд ли простит.

"