Posted 10 мая 2005,, 20:00

Published 10 мая 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:40

Updated 8 марта, 09:40

Праздник особого режима

Праздник особого режима

10 мая 2005, 20:00
Вчера столичные власти и милиция подвели первые итоги празднования Дня Победы в Москве. По данным ГУВД, в торжествах и народных гуляниях приняли участие около 3,5 млн. человек. В целом праздник прошел без особых эксцессов, были задержаны около 200 человек. Тем не менее, как и предполагалось, для самих москвичей 8, 9 и

Как уже писали «НИ», ни в ГУВД, ни ГИБДД, ни в столичном правительстве вплоть до самого начала торжеств не знали, какие именно улицы и автострады и насколько будут перекрыты. Этой информацией располагала лишь Федеральная служба охраны, которая, видимо, из соображений безопасности не спешила делиться сведениями с коллегами. Поэтому москвичам приходилось самим «просчитывать», в каких местах лучше не появляться ни на автомобилях, ни пешком. Многие жители города, напуганные беспрецедентными мерами безопасности, вообще предпочли уехать на выходные.

Зато их отсутствие было с лихвой компенсировано неимоверным количеством людей в милицейской форме, заполнивших основные магистрали и весь центр Москвы. По данным ГУВД, порядок в дни праздников обеспечивали «около 30 тыс. сотрудников правоохранительных органов, в том числе военнослужащие внутренних войск МВД России и представители добровольных народных дружин». При этом порой казалось, что власти решили перестраховаться, почти по Гоголю поставив на каждом видном месте по милиционеру «для благоустройства». Так, вдоль Ленинского проспекта через каждые 100–150 метров красовались несчастного вида солдаты-срочники в подобранной не по размеру милицейской форме. Какой приказ они получили – неизвестно, на первый взгляд их основной функцией было «просто стоять». Даже проливной дождь, хлынувший на столицу 8 мая, не заставил ни одного из них сдвинуться с места. Ту же картину можно было наблюдать на участках МКАД, предназначенных для движения кортежей. Сколько же сотрудников спецслужб было задействовано в спецоперации «Москва праздничная» – тайна за семью печатями.

Перемещения различных делегаций по городу создавали наибольшее количество проблем для москвичей. Поскольку график этих перемещений был строго засекречен, сотрудникам ГИБДД приходилось в считанные минуты перекрывать те или иные участки столицы, где вдруг появлялись высокие гости на лимузинах. Разумеется, спорадически образующиеся пробки становились полным сюрпризом для автомобилистов, на свое несчастье оказавшихся не в том месте и не в то время. А ряд улиц, как, например, Новый Арбат, вообще функционировали в полузакрытом режиме – по бывшему Калининскому проспекту кортежи пролетали в обе стороны с завидным постоянством. При этом накануне праздника Новый Арбат почему-то не фигурировал в списке перекрываемых улиц.

Зато москвичей порадовал тот факт, что в предпраздничные и праздничные дни ГИБДД и спецслужбы обратили, наконец, внимание на расплодившиеся автомобили с различными спецномерами, мигалками и «крякалками», столь любимыми представителями власти и приближенными к ней лицами. Подобные машины подвергались особенно тщательной проверке на всех постах и, в случае малейшего подозрения в незаконности приобретения упомянутых «наворотов», немедленно отгонялись на спецстоянки «для разбирательства». Правда, в этом же ряду оказались машины «скорой помощи», которые досматривали с тем же рвением.

Кстати, в дни праздников столичная милиция предприняла и крайне редко используемую меру – были введены пароли. И человек в милицейской форме, не сумевший вспомнить вовремя кодовое слово, тут же доставлялся в ближайшее отделение.

Дополнительные кордоны были устроены и в ближайшем Подмосковье, на подступах к столице. «9 мая мы с друзьями возвращались в Москву по Горьковскому шоссе, – рассказал «НИ» искусствовед Сергей Волосов. – Перед въездом в Балашиху мы уткнулись в огромную пробку. Выяснилось, что милиция устроила там настоящий блокпост, оставив для проезда лишь одну полосу. При этом каждой машине приходилось останавливаться, а все грузовики вообще отгоняли в сторону для тщательного осмотра». А вот на МКАДе, по свидетельству очевидцев, подозрительные машины вообще останавливали на любой полосе, даже не заставляя съезжать на обочину. Кстати, стражи порядка применяли и непривычное ноу-хау. Подъезды к основным магистралям они в нужный момент перекрывали многотонными грузовиками. Казалось, что в городе и впрямь введено чрезвычайное положение.

Кстати, вчера днем «Мерседес» с нетрезвым водителем вызвал настоящую панику в спецслужбах. На глазах у репортеров «НИ» возле пересечения Сколковского шоссе с Можайским сотрудник милиции с пистолетом наперевес бросился чуть ли не на капот иномарки без номеров, мчавшейся в центр города. Заставив автомобиль остановиться, страж порядка вытащил из-за руля пьяного кавказца. Из подъехавшей милицейской машины, которая случайно влетела в зад притормозившему вслед за «Мерседесом» «Саабу», выскочил еще один сотрудник МВД. Он занялся пассажиром «Мерса», которого так же, как и его спутника, положили лицом на асфальт. Как выяснилось, загадочная иномарка пролетела без остановки через несколько постов ГИБДД, заставив всерьез поволноваться всех, кто отвечал за безопасность в столице.

Впрочем, тем жителям города, которые, вняв уговорам, оставили свои машины в гаражах, тоже пришлось несладко. Вопреки обещаниям властей, которые утверждали, что будет перекрыт проход лишь в так называемое Кремлевское кольцо, людей без пропусков не пускали даже в пределы Бульварного кольца.

«На Пушкинской площади 9 мая собралась гигантская толпа из тех, кто хотел пройти по Тверской в сторону Кремля, – рассказал «НИ» москвич Алексей Терешков. – Однако милиционеры, которые, кстати, были непривычно вежливы, пускали туда только тех, у кого были специальные пропуска, билеты в расположенные за оцеплением театры или прописка в «закрытом» районе. Всех остальных, даже ветеранов, которые хотели попасть к Могиле Неизвестного солдата, разворачивали. Не помогали ни уговоры, ни слезы, ни ссылки на многолетнюю традицию посещения мемориала. «Не мы же это придумали, – объясняли милиционеры негодующим старикам и показывали пальцем куда-то на небо. – Сами понимаете, важные люди в городе».

Особые меры безопасности применялись и в местах массовых гуляний. Иногда это приводило и к весьма неприятным последствиям. «Мы решили посмотреть салют на Поклонной горе, – вспоминает москвичка Анна Зарянова. – Там собралась туча народу, людская река просто текла по Кутузовскому проспекту. И ни у кого не работали мобильные телефоны: по-видимому, все радиосигналы просто глушили спецслужбы. Все бы ничего, но в гигантской толпе постоянно кто-то терялся. И никто не мог разыскать пропавших близких. Постоянно слышался детский плач, растерянные люди безуспешно тыкали в кнопки мобильников, творился настоящий кавардак. А у входа в метро выстроилась гигантская очередь из тех, кто пытался заметить в толпе своих».

Справедливости ради стоит отметить, что для тех москвичей, которые решились остаться на праздники в городе, но не ездили в центр столицы, жизнь не слишком усложнилась. Скорее наоборот. Из-за повышенных мер безопасности заметно снизился уровень преступности, проститутки, бродяги и другие «антиобщественные элементы» куда-то вдруг исчезли, а большинство улиц сияли чистотой и были приятно пустынными. Кстати, по сведениям «НИ», в преддверии праздника различные подразделения ГУВД проводили «профилактические мероприятия» среди таких молодежных «групп риска», как футбольные фанаты или скинхеды. А в дни торжеств милиция и ОМОН получили специальное указание реагировать на группы молодежи численностью более пяти – семи человек. В результате удалось избежать традиционных для московских массовых гуляний массовых драк.

В общем, в правоохранительных органах, судя по комментариям официальных лиц, организацией торжеств в Москве остались довольны. По крайней мере, обошлось без серьезных происшествий. А то, что праздник получился не для всех, – в общем-то, не вина милиции.



Как встретили праздники в других городах России

Празднование 60-летия Победы в Волгограде принесло местным жителям больше разочарований, чем радости. Основной праздник состоялся почему-то 8 мая. На Мамаевом кургане прошел праздничный концерт с участием местных творческих коллективов, запомнившийся разве что периодическим отключением микрофонов и присутствием только одного высокого гостя – полпреда президента в Южном Федеральном округе Дмитрия Козака. В тот же день едва не сорвали пробег ретроавтомобилей – дороги лихорадочно приводили в божий вид даже 9 мая, что создавало немалые трудности для движения в праздничный день. «Гвоздем программы» должен был стать «бой на Волге» с участием сторожевых кораблей. К разочарованию огромного количества собравшихся он закончился после нескольких выстрелов. «Сражение» заняло не более 10 минут. После чего расстроенные волгоградцы и гости города-героя потянулись в многочисленные бары и кафе, расположенные на центральной набережной. Там их ждал еще один сюрприз – продажа спиртных напитков в городе в этот день была категорически запрещена. На застекленные холодильники с пивом с утра натянули черные полиэтиленовые мешки. Так что празднование юбилея Победы городские власти превратили в безалкогольную вечеринку.
Станислав АНИЩЕНКО, Волгоград

Парад во Владивостоке начался в 11 часов и проходил на территории мемориального комплекса «Боевая слава Тихоокеанского флота». Подъезды к центру города и месту проведения парада закрыли еще в 8 часов, движение общественного транспорта перекрыли в 9 часов. «Хоть бы специальными автобусами нас довозили от остановок», – пожаловалась корреспонденту «НИ» фронтовичка Раиса Григорьевна Семина. Она надеялась на общественном транспорте подъехать поближе к месту парада, но пришлось две остановки пройти пешком, при этом подниматься на сопку. Вообще 9 мая во Владивостоке шел дождь, температура воздуха была лишь плюс 3–5 градусов. Для полусотни ветеранов нашлись стулья, остальные же стояли. До установки тента никто не додумался, хотя о дожде знали заранее. А вот в Театре кукол, расположенном рядом с местом проведения парада, пришлось отложить на 40 минут начало спектакля про войну. В назначенное время зал был пуст – стоявшие в оцеплении милиционеры не пускали детей в театр.
Дмитрий КЛИМОВ, Владивосток

День Победы в Ульяновске лучше всех отметили, пожалуй, гаишники. Водители признавались «НИ», что такого нашествия служителей жезла и радара город еще не видел. Сотрудники ДПС буквально оккупировали центральные улицы города. Их машины прятались чуть ли не за каждым кустом. В зоне повышенного внимания оказался выезд с набережной Волги – традиционное место тусовок ульяновской молодежи. Говорят, что гаишники проверяли буквально каждого водителя, выезжающего с набережной, на алкоголь. В борьбе за права водителей в эти дни в Ульяновске даже объединились таксисты и местные радиостанции. Алгоритм сотрудничества незамысловат: таксисты «сливают» информацию о местах, где «засели» гаишники, а радиостанции в свою очередь выдают бесценные сведения в прямой эфир. С гораздо меньшим усердием 9 мая в Ульяновске трудились сотрудники патрульно-постовых служб: людей в форме на улицах города было катастрофически мало.
Михаил БЕЛЫЙ, Ульяновск

Приближение праздника жители Саратова почувствовали еще вечером в пятницу, 7 мая, после того, как с 18 часов Московская – центральная улица города – была закрыта для транспорта почти на сутки: ждали технику для военного парада. Танки, бронетранспортеры, зенитки съезжались из военных частей и выстраивались на проезжей части, традиционно не заботясь о сохранности асфальта. Главные торжества состоялись на Театральной площади 8 мая: на установленные трибуны с пластиковыми сиденьями ветеранов пускали по пригласительным билетам. Курсанты военных училищ и множество школьников со студентами, участвовавшие в театрализованном представлении, ждали там начала действа с самого раннего утра под неожиданно жарким солнцем – вместо обещанного синоптиками дождя стояла страшная духота, ставшая причиной обмороков нескольких курсантов и одного ветерана войны, покинувшего площадь на носилках еще до начала праздника.
Константин ФОМИЧЕВ, Саратов

"