Posted 10 апреля 2008,, 20:00

Published 10 апреля 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:14

Updated 8 марта, 08:14

«Прощай, Россия!»: Десять лет спустя

10 апреля 2008, 20:00
(Комментарий к книге Д. Кьеза «Прощай, Россия!»)

Книга известного итальянского журналиста Джульетто Кьеза «Прощай, Россия!», изданная в Москве в 1997 году, до сих пор читается с большим интересом. Сегодня, когда «дым иллюзий» (Д. Кьза) неизбежно рассеивается, аргументы Д. Кьеза не утратили своей весомости, а выводы – значимости. Однако его эмоциональная, неточная оценка типа «к счастью» («хорошо») или «к сожалению» («плохо») должна быть заменена рациональной, логической оценкой типа «истинно» («правильно», «прогрессивно») или «ложно» («неправильно», «непрогрессивно»). Другими словами, политические, социально-экономические, демографические и другие процессы в мире следует оценивать с более широкой, глобальной точки зрения – точки зрения принципа развития Человечества.

В последнее время перед Человечеством возникла глобальная проблема – проблема устойчивого и безопасного развития. Анализ этой проблемы показывает, что она неразрывно связана с принципом развития и глобальной проблемой смысла и цели существования Человечества. Эти проблемы не могут быть решены в рамках науки 20 века – индуктивной науки. Как известно, парадигма науки 20 века – т.е. исходная концептуальная схема науки, подход к постановке и решению проблем – формулируется следующим образом: (а) единство мира состоит в его материальности; (б) познание явления (т.е. формы, внешнего аспекта) определяет познание сущности (т.е. содержания, внутреннего аспекта); (в) любой объект может быть мысленно разложен на элементы; познание элементов системы ведет к познанию системы элементов. Эта парадигма обусловливает индуктивный путь познания мира, формируемый восходящим движением знания: переходом знания из одних состояний в более высокие состояния, т.е. переходом от формулирования отдельных понятий к формулированию системы понятий.

Восходящее движение знания путем «неограниченной» последовательности «диалектических отрицаний» отражает развитие Человечества как восхождение от простого состояния к сложному состоянию. Индуктивная наука констатирует факт развития, исследует прошлые и настоящее состояния, но не предсказывает будущих состояний, поскольку она не содержит в себе дедуктивного ключа к объяснению принципа развития. Другими словами, индуктивная наука (в отличие от дедуктивной науки) не отвечает на главный вопрос: Почему происходит развитие? Вследствие этого, парадигма науки 20 века не позволяет нарисовать полную (истинную) научную картину мира и, следовательно, корректно решить следующие глобальные проблемы: проблему предопределенности (неотвратимости) познания мира; проблему цели познания мира; проблему границ познания мира; проблему истинности познания мира; проблему существования абсолютной истины; проблему смысла и цели существования Человечества; проблему источника и движущей силы развития Человечества; проблему пути и границы развития Человечества; проблему предназначения Человечества; проблему сущности мира. Таким образом, корректное исследование проблемы развития Человечества невозможно без формулирования новой парадигмы науки.

С точки зрения дедукции, распад какого-либо государства – это следствие предопределенной неравномерности развития, предопределенной потери темпа развития. За этапом распада какого-либо государства следует этап предопределенного поглощения его другим, успешно развивающимся, государством. Поглощение ресурсов (природных и неприродных) и глобализация – необходимое условие выравнивания темпов развития государств, устойчивого и безопасного развития Человечества.

Мир как диалектическое единство противоположностей может быть только глобально-двуполярным. Таким образом, политическая, экономическая, территориальная интеграция государств и образование глобальных полюсов – проявление неизбежного развития мира. Поэтому процессы, способствующие глобализации, следует считать прогрессивными.

"