Posted 10 апреля 2005,, 20:00

Published 10 апреля 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:35

Updated 8 марта, 09:35

Недетский подарок

Недетский подарок

10 апреля 2005, 20:00
В среду уполномоченный по правам ребенка в Москве Алексей Головань представит ежегодный доклад о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка. Одной из основных тем этого документа стал «льготный» закон №122. Столичный уполномоченный фактически впервые признал, что с 1 января 2005 года государство полн

В первую очередь 122-й закон кардинально изменил курс государства в области гарантирования прав и социальных норм детям. Так, были внесены изменения в федеральный закон 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В частности, из закона убрали фразу о том, что государственная политика в интересах детей является «приоритетной областью деятельности органов государственной власти Российской Федерации». Теперь эта государственная политика просто приоритетна.

Как перемена курса отразится на детях, точно пока сказать не могут нигде, в том числе и в Государственной думе. Некоторые профильные комитеты даже и разбираться с этим не стали. Так, в приемной главы комитета по труду и социальной политике Андрея Исаева корреспонденту «Новых Известий» прямо заявили, что «дети – это не наше. За всеми комментариями обращайтесь в другие комитеты, скорее всего, это тема комитета по делам женщин, семьи и молодежи».

Но и там четко объяснить, чего конкретно лишились дети, не смогли. Зато уверенно сказали, что ничего хорошего для самых маленьких членов нашего общества закон не уготовил. «То, что сделал этот закон, большинство людей пока еще просто не осознали, – сказал «НИ» сотрудник аппарата комитета Госдумы по делам женщин, семьи и молодежи, отказавшийся назвать свое имя. – Пока что не все разобрались, что отменили, а что ввели. Это, кстати, одна из негативных характеристик этого закона».

Но самым большим минусом монетизации депутаты назвали то, что соблюдать права ребенка теперь будет не федеральная, а региональные власти. «Тем самым закон породил социальную несправедливость, – отметили в Думе. – В Москве, например, практически все права и гарантии соблюдаются в прежнем объеме. А вот в регионах с дыркой в бюджете дотации на детей наверняка будут отличаться от столичных. Если вообще будут соблюдаться».

Кстати, сокращать дотации начали еще задолго до 1 января 2005 года. До 1999 года все родители получали по 70 рублей в месяц на содержание ребенка вплоть до окончания школы. Позже правительство решило оказывать финансовую поддержку только семьям с низким прожиточным уровнем. Но из-за огромного количества различных справок и документов, необходимых при оформлении субсидии, многие, даже нуждающиеся семьи отказались от компенсаций.

На счастливое детство могут рассчитывать только маленькие жители больших городов.

И все же эти несчастные 70 рублей были гарантированы федеральным центром. Теперь же, после вступления в силу 122-го закона, «размер, порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации». То есть регион может установить 30 рублей за ребенка, а может и 10. Бюрократическая же канитель останется прежней.

Как передает наш собкор в Нижнем Новгороде Сергей АНИСИМОВ, чтобы получить «детские» деньги, 300 тыс. нижегородских мам должны срочно переоформить документы. Согласно новым правилам, получать ежемесячно 70 рублей на содержание ребенка отныне смогут только те семьи, где среднедушевой доход не превышает 2300 рублей. В областном министерстве труда и социальной защиты говорят, что переоформление вызвано желанием региональных властей «адресно помогать семьям, имеющим детей». По неофициальной же версии, в областном бюджете просто не хватает средств для выплаты детских пособий по старой схеме. Как сообщили «НИ» в минсоцзащиты области, если необходимые документы не будут предоставлены в отделы социальной защиты до 1 июля, семья вообще лишится права на получение детского пособия в текущем году.

«В результате принятия этого закона мы стали единственной страной в Европе, где пособие на детей выдается не из федерального центра, – заявила «НИ» председатель Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при президенте РФ Элла Памфилова. – Этот закон в наибольшей степени ударил по детям. То, что дети не выходят на баррикады, не говорит, что проблемы нет. Также непонятно, а вернее не определено, кто отвечает за соблюдение гарантий прав детей – центр или регионы. Из-за этого в подвешенном состоянии оказались те организации, которые занимаются детьми. Они не знают, откуда будут поступать деньги и будут ли вообще. Хотелось бы, конечно, чтобы правительство изменило вектор и начало действительно реформы, направленные на улучшение качества жизни. Этот закон спокойно можно назвать миной замедленного действия. Ведь все его «прелести» еще не полностью проявились. Из-за того, что сейчас идет пора переназначений в регионах, губернаторы стараются хоть как-то поддерживать относительный порядок. А что будет потом, особенно в дотационных областях, откуда они будут брать средства, непонятно».

«Наибольшие изменения коснулись тех категорий граждан, у которых было значительное количество льгот, – сказала нашему собкору в Санкт-Петербурге Марии СЕЛЕЗНЕВОЙ Наталья Евдокимова – председатель комиссии ЗакСа по социальным вопросам. – А у детей их почти и не было». Например, отныне государство не предоставляет квартиру сиротам по достижении совершеннолетия – этим занимаются местные власти. Однако в Петербурге эта проблема, честно признаются чиновники, не решается, и по нескольку лет в очереди на жилье стоят даже сироты. Пресловутый 122-й закон действует уже три месяца, но как точно он работает и кто на что имеет право, в городе на Неве не знают не только законодатели, но даже и чиновники исполнительной власти. Специалисты говорят, что слишком размыты формулировки, и это позволяет трактовать их довольно широко. Так, по закону «право на получение социальной помощи имеют малоимущие семьи, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума». При этом не объясняется, что имеется в виду под «независящими причинами». Поэтому в каждом конкретном случае социальный работник волен трактовать эту ситуацию как сочтет нужным.

«Закон о монетизации перечеркнул все ранее подписанные международные конвенции по правам детей, – сказал «НИ» председатель Российского детского фонда Альберт Лиханов. – Но в большей степени, конечно же, пострадали дети-сироты. Никаких гарантий в том, что по выходе из детского дома ребенок получит квартиру, нет. Единственный регион, где это соблюдается, – Москва. В остальных средств на предоставление жилой площади сиротам нет. Также под ударом оказались и многодетные семьи, и семейные дома-интернаты».

ИЗ ДОКЛАДА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В МОСКВЕ

К сожалению, сегодня в России государство не признает приоритетными проблемы защиты прав детей, поскольку законодательные инициативы федеральных органов власти 2004 года и принятие пресловутого Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ не только не учитывают интересы детей, но и отказываются от какого-либо значимого участия в установленной статьей 38 Конституции Российской Федерации защиты материнства и детства. Поэтому в большинстве ранее действовавших федеральных законов такое значимое и основанное на нормах Конституции Российской Федерации понятие, как «государственная гарантия», заменено модным сегодня, но менее государственно-ответственным понятием «государственная поддержка». Федеральные органы власти приняли решения, направленные на существенные ограничения важнейших, конституционных прав детей на образование, жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение, отдых.


КАК ЗАБОТЯТСЯ О ДЕТЯХ ЗА ГРАНИЦЕЙ

В Германии во время отпуска по воспитанию ребенка (до трех лет) все семьи вне зависимости от их дохода получают по 154 евро в месяц на первого–третьего ребенка и 179 евро – на каждого последующего. Малообеспеченным гражданам на протяжении двух лет выплачивается пособие в размере 300 евро в месяц. Неработающим женщинам, живущим на пособие, на время беременности выплаты увеличиваются на 20%; после рождения ребенка – на 40%. Кроме того, им бесплатно предоставляется одежда для беременных, одежда для ребенка, коляска, кроватка, пылесос.

В США пособия выдаются семьям с детьми, имеющим доход ниже черты бедности. В зависимости от штата размер пособий колеблется между 160 и 700 долл. Кроме того, семьям из четырех человек, с доходом ниже черты бедности, выдаются талоны на питание – максимум 370 долларов в месяц.

Во Франции пособие на ребенка в размере 150 евро выдают начиная с пятого месяца беременности и до третьего месяца после рождения малыша, независимо от зарплаты родителей. До трех лет это пособие могут получать родители, чей совокупный доход менее 5 тыс. евро на каждого члена семьи. Плюс к этому в случае рождения второго ребенка всем семьям вне зависимости от их дохода выплачивается 103 евро в месяц, третьего – 236 евро, четвертого – 370 евро, пятого – более 500 евро вплоть до их совершеннолетия (или до завершения учебы).

В Великобритании все семьи при рождении первого ребенка получают около 40 фунтов стерлингов в месяц, на каждого последующего – 30 фунтов. Малообеспеченным семьям с двумя детьми и более полагается социальное пособие – максимум 500 фунтов в месяц.

В Казахстане сейчас существует только единовременное пособие при рождении ребенка. Оно составляет около ста долларов.

В Китае в рамках проведения политики «одна семья – один ребенок» наибольшие льготы предоставлены семьям без детей. При появлении второго ребенка семья лишается льгот. При большем количестве детей вводится дополнительное налогообложение.


ЧТО ЕЩЕ СДЕЛАЛ ДЛЯ ДЕТЕЙ ЗАКОН О МОНЕТИЗАЦИИ

Государство намерено теперь поддерживать семью не только с целью воспитания детей, но и их отдыха и оздоровления. Правда, при этом правительство сняло с себя обязательство «устанавливать и соблюдать государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей».

Федеральные власти также решили не обременять себя финансированием мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей.

В общем, центральные власти щедро отдали регионам полномочия на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей-инвалидов. Себе федеральный центр оставил только детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях. Ранее эти полномочия были совместными.

Кроме того, полностью убрана статья 8 «Установление государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей».

Из закона исключено упоминание о социальных службах для детей, которые должны создаваться в целях защиты прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Ранее именно эти службы должны были заниматься социальной реабилитацией таких детей, составляя для этого индивидуальные программы.

Кстати, эти же службы должны были заниматься социальной реабилитацией несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности.

"