Posted 10 февраля 2008,, 21:00

Published 10 февраля 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:07

Updated 8 марта, 08:07

«Мы не верим в это раскаяние»

10 февраля 2008, 21:00
Жители Чечни недовольны приговором, который в минувшую пятницу вынес Грозненский гарнизонный суд полковнику внутренних войск Алексею Коргуну. В марте прошлого года военный приказал разведгруппе открыть стрельбу по трем женщинам, которых он якобы принял за боевиков. Одна из жительниц Шатойского района Чечни умерла, а дв

Грозненский гарнизонный суд признал в пятницу полковника внутренних войск Алексея Коргуна виновным в халатности, повлекшей смерть человека, и приговорил его к трем годам условно. Потерпевшие настаивали, чтобы дело расследовали по статье «убийство», ведь при обстреле погибла 32-летняя учительница младших классов Халдат Мутакова. «До сих пор не могу вспоминать происшествия того мартовского утра, хотя прошел уже целый год, – рассказала «Новым Известиям» Залпа Мутакова – одна из женщин, попавших под обстрел. – Я в тот день со своей сестрой Заирой и золовкой Халдат отправилась в лес за черемшой. Мы надели куртки защитного цвета. В лесу я услышала, как перезарядили оружие, и принялась кричать, чтобы не стреляли, но в ответ раздалась автоматная очередь». По мнению Залпы Мутаковой, военные могли бы добить их, если бы женщины не успели рассказать по телефону родственникам о случившемся. «Ко мне подошел офицер и даже не удивился, что расстрелял мирных жителей, – рассказывала «НИ» Залпа Мутакова. – Значит, они знали, в кого стреляют».

На суде командир разведгруппы Алексей Коргун утверждал, что они приняли женщин за боевиков. Группа проводила рейд в лесу недалеко от селения Урдюхой Шатойского района. Там ожидали появления группы боевиков, которая должна была получить от местных жителей продукты. По случайности, как раз в этом месте оказались три женщины, собиравшие черемшу. По словам офицеров, они не разглядели в них мирных жителей из-за тумана. «Дело сразу стали расследовать по статье «халатность», – заявил «НИ» адвокат потерпевших Бадрутдин Бадилаев. – Состав преступления был именно такой, и все экспертизы провели точно. Поэтому с точки зрения закона придраться абсолютно не к чему. К тому же подсудимый признавал свою вину и впервые, в отличие от Ульмана или Буданова, извинился перед пострадавшими».

Тем не менее женщины этот жест восприняли, как манипуляцию для смягчения приговора. «Если бы это было искренне, я бы его простила, – заявила «НИ» Залпа Мутакова. – А так у меня депрессия после приговора. Кто вернет мне золовку? Сейчас мы воспитываем ее 15-летнюю дочь. А у моей сестры после ранения вторая группа инвалидности. Пули изрешетили ей желудок, задели селезенку. Но обжаловать приговор мы все равно не будем. Военных никогда не наказывали серьезно за их произвол. Поэтому кассации будут мартышкиным трудом».

Чересчур мягкий приговор возмутил многих жителей Чечни. «В республике всех оскорбило такое решение суда, – рассказал «НИ» уполномоченный по правам человека в Чечне Нурди Нухажиев. – Законы не действуют, когда дело касается чеченцев, которые выступают в качестве потерпевших. Лишнее тому подтверждение – и этот приговор суда, и то, как несколько раз оправдывали Буданова и Ульмана, которые хладнокровно убивали мирных жителей». Эксперты по проблемам Северного Кавказа уверены, что, если этот приговор не будет обжалован, значит, власти республики выбирают пограничную позицию, не желая ссориться с центром.

"