Posted 10 февраля 2008,, 21:00

Published 10 февраля 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:07

Updated 8 марта, 08:07

Ремень для клиента

Ремень для клиента

10 февраля 2008, 21:00
Бесконечные аварии с участием маршрутных такси говорят о том, как важно пассажирам заботиться о своей безопасности: только вчера в Москве две «Газели» попали в ДТП. Однако до сих пор никакие способы воздействия на водителей и компании, занимающиеся извозом, не смогли решить проблему аварийности и травмоопасности «Газел

«Пассажиры, пристегивайтесь!» – такое объявление все чаще можно встретить в салонах российских маршрутных такси. Казалось бы, рядовое предупреждение... Однако в противном случае поездка для горожанина от дома до работы может стоить не 20, а 120 рублей. Именно столько – 100 рублей штрафа – пассажир обязан будет выложить за непристегнутый ремень.

Многие ошибочно считают, что за непристегнутые ремни штрафуют только водителей и пассажиров легковых автомобилей. А маршрутки, говорят скептики, – это общественный транспорт... Кто у нас в троллейбусах пристегивается? Ничего подобного. «В поправках в КоАП нет речи об общественном и необщественном транспорте, – заверил «Новые Известия» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – Если в комплектации транспортного средства есть ремни безопасности, то непристегнутых нарушителей будут штрафовать. В троллейбусах ремней действительно нет, но в маршрутках-то они есть. По новым расценкам, непристегнутый водитель должен заплатить штраф в размере 500 рублей, пассажиру-нарушителю придется расстаться со 100 рублями».

В ряде регионов России уже проходят облавы на маршруточников. Так, в Вологде и Воронеже в конце января стартовали операции «Маршрутное такси» и «Автобус», а в Ярославле маршрутки проверяются в рамках операции «Ремень». Только за первую неделю проведения акций автоинспекторы выявили сотни нарушений. Выяснилось, что многие водители и пассажиры «Газелей» и других микроавтобусов забывают про ремни. В Башкирии, в Тульской области и ряде других районов страны уже начинают подводить итоги проведенных операций. А в Волгограде, как заявил начальник отдела пропаганды ГИБДД Волгоградской области Юрий Коротков, с начала года оштрафовано уже 40 водителей и пассажиров маршруток. По словам г-на Короткова, многие пассажиры просили их не штрафовать, так как ремни безопасности были слишком грязные.

Беспокоиться о собственной безопасности и о размере кошелька нужно и жителям столицы. «В Москве весь январь активно штрафуют водителей маршруток, – рассказал корреспонденту «НИ» на Преображенской площади водитель микроавтобуса Ford, работающий на маршруте № 83. – Моих коллег уже штрафовали за ремни, да и меня самого однажды остановили автоинспекторы. А вот мои пассажиры, сидевшие не пристегнутыми на передних сидениях, успели выскочить. Я всем пассажирам советую пристегиваться. И успел заметить, что мою просьбу охотнее выполняют молодые, а вот пожилые люди начинают сопротивляться и не пристегиваются».

Москвичи, не желающие пачкать одежду ремнями не первой свежести, могут перехитрить закон и снизить вероятность быть оштрафованными. Надо только внимательно выбирать микроавтобус и сиденье. «В законе говорится о комплектации транспортного средства. Если ремни предусмотрены комплектацией, то пристегиваться надо, если нет, пассажир может и не пристегиваться, – заявил «НИ» Виктор Травин. – Однако на маршрутах используются разные автобусы. В «Газелях» – одно число ремней безопасности, в автомобилях Mercedes – другое. Как оказалось, в некоторых «Газелях» пассажиры могут вообще забыть о штрафах. «В моей машине в комплектации предусмотрен только ремень – для сиденья водителя», – сообщил «НИ» водитель «Газели» маршрута № 269. А водители нескольких автомашин Ford признались, что у них, согласно комплектации, ремни есть только на трех передних сидениях. Но есть и микроавтобусы, где ремни установлены на каждом сидении. В частности, речь идет о 17-местном Ford Transit Minibus и Mercedes-Benz Sprinter, в котором могут поместиться от девяти до 18 пассажиров. Кстати, именно эти марки машин можно частенько встретить на маршрутах Москвы.

Получается, что чем современнее авто, тем больше вероятность того, что в ней пассажирские сиденья оборудованы ремнями безопасности. Но тут перед пассажиром возникает проблема: не попасть под штраф, выбрав потрепанную и потому опасную «Газель», или предпочесть комфорт и возможность быть оштрафованным. Для правозащитников ответ ясен. «Пристегивайтесь, не задумываясь, – советует читателям «НИ» Виктор Травин. – Даже несмотря на то, чистый ремень или грязный. Или если вам попался один ремень на два сидения, как это бывает на передних местах. Ваша безопасность – превыше всего!» Впрочем, правозащитники тут же добавляют, что автоинспекторам невыгодно связываться с не пристегнутыми пассажирами. «У пассажиров часто не бывает с собой документов, – говорит Виктор Травин. – А это значит, что выписать на них протокол о нарушении будет невозможно. Конечно, такого человека могут задержать на три часа «для выяснения личности», но ради штрафа в 100 рублей инспекторы вряд ли станут этим заниматься». Поэтому не исключено, что как только показательные рейды завершатся, на пассажиров маршруток опять махнут рукой.

В РЕГИОНАХ К «ГАЗЕЛЯМ» ОТНОСЯТСЯ ПО-РАЗНОМУ

Региональные власти по-разному пытаются решить проблему высокой аварийности маршрутных такси. В ряде областей намерены отказаться от «Газелей». Так, в Ульяновске руководство города закупило несколько комфортабельных автобусов, надеясь, что они вытеснят «Газели». Правда, как передает собкор «НИ» Михаил БЕЛЫЙ, проблему маршруток они не решили: перевозчики не хотят уступать дорогу большому транспорту. «Для частных извозчиков пересадка с «Газелей» на автобусы невыгодна. Это ощутимо бьет по карману – за автобус коммерсанту придется заплатить вдвое больше, чем за три «Газели», – пояснил «НИ» один из основоположников бизнеса частных автоперевозок в Ульяновске Виктор Сидоренко. – Кроме того, люди уже привыкли, что маршрутки останавливаются почти около каждого дома».

Есть планы избавиться от «Газелей» и в Санкт-Петербурге, сообщает собкор «НИ» Наталья ШЕРГИНА. Правда, руководство Северной столицы разошлось во мнениях. Летом 2007 года на одном из совещаний в Смольном вице-губернатор Петербурга Михаил Осеевский заявил, что в Северной столице не должно быть коммерческих маршрутов общественного транспорта. Чиновник призвал сделать так, чтобы «Газели» были включены в единую сеть общественного транспорта. Однако, по мнению другого вице-губернатора, Александра Полукеева, от «малогабаритных» средств перевозки пассажиров нужно избавляться совсем. Вместо них пассажиров должны возить большие автобусы. Вероятно, процесс замены растянется на долгие годы.

А вот в Краснодаре власти даже спорят со статистикой аварийности «Газелей», передает собкор «НИ» Сергей ПЕРОВ. «Троллейбусы и трамваи попадают в аварии гораздо чаще», – рассказал «НИ» директор городского управления пассажирского транспорта Сергей Вершеловский. В прошлом году в ДТП с участием «Газелей» пострадали четыре человека, а в авариях с участием электротранспорта – втрое больше. Перевозчики даже и слышать не хотят о смене автобусов, утверждая, что «Газель» – вполне приемлемый транспорт, и рост количества аварий с его участием не связан с качеством микроавтобусов. Всего в Краснодаре ежедневно на улицы выходят 2–2,5 тыс. маршрутных такси. И более чем 90% из парка машин составляют именно «Газели». Новых импортных машин буквально единицы.

"