Posted 10 февраля 2005,, 21:00

Published 10 февраля 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:39

Updated 8 марта, 09:39

Пристегните ремни, снимите ботинки

Пристегните ремни, снимите ботинки

10 февраля 2005, 21:00
События последних месяцев – взрывы в самолетах и отелях, цунами в Индийском океане – заставляют задуматься над тем, насколько безопасен сегодня туризм. Конечно, ни от стихии, ни от терактов, к сожалению, никто не застрахован, и предсказать все до единого ЧП невозможно. И все же наша безопасность во многом зависит от н

В воздухе

Итак, чаще всего путешествие начинается с авиаперелета. Опрос российских авиапассажиров, проведенный в конце прошлого года аналитическим центром «Бизнес и гласность» и посвященный безопасности московских аэропортов, выявил, что 55% респондентов опасаются терроризма. А значит, и в будущем нам придется терпеливо проходить все кордоны безопасности. Последние, как известно, минувшей осенью были значительно усилены – причем как для обычных, «экономических» пассажиров, так и для вылетающих бизнес-классом или из VIP-залов. Например, во всех аэропортах на входе с улицы установили металлоискатели. В «Шереметьево» вход-выход строго контролируется, и рядом с рамкой установлена багажная рентгеновская «лента» (благодаря чему в «час пик» перед входом в аэропорт скапливаются очереди). В «Домодедово» при входе с улицы багаж не просвечивается, да и рамку корреспонденту «Пилигрима» удалось миновать.

К предполетному досмотру пассажиров добавился еще и личный. Это означает, что перед входом в стерильную зону сотрудники безопасности могут попросить вас снять верхнюю одежду (в том числе пиджаки, кофты и куртки), ремни и обувь. К чести столичных аэропортов, везде установлены специальные скамеечки и предоставляются одноразовые бахилы – за рубежом такой сервис встретишь далеко не везде. Снятые предметы осматривают с помощью интроскопа, а затем вручную. Для тех, кто не хочет раздеваться, в «Домодедово» есть специальный коридор – там сканируют с помощью детектора вручную. Впрочем, степень бдительности зависит еще и от рейса. Одна из авторов статьи была свидетелем того, как в Шереметьево через пункт досмотра одновременно проходили пассажиры, вылетающие в Прагу и Сиэтл. Обувь просили снять только последних, «пражане» же ограничивались лишь «раздеванием». Впрочем, все вылетающие в США с недавних пор вообще проходят так называемый спецконтроль: в «Шереметьево» багаж обнюхивают специально обученные собаки, после чего содержимое абсолютно всех чемоданов и сумок тщательно, вручную, проверяется сотрудниками службы безопасности. Так что, собираясь за океан, пакуйте вещи таким образом, чтобы после досмотра их можно было легко, без потери времени уложить обратно, а обклеивать чемодан скотчем имеет смысл лишь после проверки. И еще: сдавая багаж, не закрывайте чемоданы на код: по прилете американские спецслужбы также проверят их содержимое вручную, так что кодовые замки будут попросту взломаны. (Такое практикуется в США даже на внутренних рейсах, но в наших аэропортах почему-то об этом не предупреждают.) Более того, сотрудники «Шереметьево» стали более «разговорчивы»: хоть интервью по израильскому образцу и не устраивают, но перед вылетом несколько, казалось бы, ничего не значащих вопросов вам могут задать.

Во «Внуково» также появилась кинологическая служба – она работает на южных направлениях. Последнее новшество аэропорта «Домодедово» – спектрометр «Ионоскан 400В»: расположенный в зоне спецконтроля внутрироссийских авиалиний, он призван обнаруживать следы взрывчатых и наркотических веществ. Вызвавший подозрение предмет или даже руку пассажира протирают специальной салфеткой, которую и помещают в прибор. В течение шести секунд аппарат распознает частицы органического вещества и выносит свой вердикт.

Возвращаясь к «чемоданному» вопросу, напомним еще вот о чем: не забывайте, что предметами, запрещенными к провозу в ручной клади, являются маникюрные пилки-ножницы и прочие колюще-режущие сувениры, с которыми в самолет вас просто не пустят. Тема не нова, но, как утверждают сотрудники аэропортов, неизменно актуальна. Хорошо, если есть время вернуться на регистрацию и сдать эти предметы в багаж, а если нет? Проблема решается везде по-разному. Например, в США есть служба «Отправь багаж домой»: у входа в стерильную зону установлены специальные почтовые ящики, и пассажир, заплатив $14, может отправить «запретный» предмет на свой адрес. В московских же аэропортах конфискованные вещи придется сдавать в камеру хранения, чтобы получить их обратно по прилете. Правда, такое удовольствие может влететь в копеечку: в «Шереметьево», например, хранение обходится от 70 руб. в сутки.

Что же касается технической безопасности полетов – тут, кажется, наблюдается позитивная динамика. В результате исследования, проведенного британским журналом Flight International, 2004 год был признан самым безопасным по авиаперевозкам. Исключая теракты (речь идет исключительно о технических неисправностях самолетов и ошибках пилотов), в прошлом году в мире разбились 5 самолетов и погибли 466 авиапассажиров, что составляет 66% от числа предыдущего года. Три самолета принадлежали азиатским авиакомпаниям, два – африканским, а вот европейские и американские перевозчики уже более трех лет обходятся без подобного рода катастроф. Как отметил издатель журнала, каждое новое поколение современных самолетов оказывается безопаснее предыдущего.

На земле

Степень риска во многом зависит и от выбранного направления путешествия. Помимо собственно «горячих точек», то есть зон военных конфликтов, куда рядовому туристу вряд ли придет в голову отправиться, на планете есть немало стран, представляющих повышенную опасность для путешественников. Это регионы, пострадавшие от стихийных бедствий, государства с агрессивными или нестабильными политическими режимами; немалую роль играют и политические отношения между теми или иными странами. Власти многих «передовых» государств предупреждают своих граждан об опасности поездок в такие зоны. Например, госдепартамент США регулярно обновляет на своем сайте перечень стран, не рекомендуемых к посещению американским гражданам, подробно разъясняя причины (на сегодняшний день помимо прочих в этот список входят, например, Кения, Непал, Зимбабве, Ливан и др.). МИД Германии ежегодно публикует реестр, ранжирующий по степени угрозы страны, представляющие опасность для немцев. Израиль предостерегает своих граждан от поездок в Эфиопию, Эритрею, Южную Африку и Кению. Российским же туристам официальную информацию на этот счет получить сегодня негде. Подобный список в первый и последний раз составлялся в 2001 году. Тогда подкомитет Госдумы по защите российских граждан за рубежом назвал 28 стран, не рекомендованных для посещения гражданами РФ. В их число входили Косово, Босния, Герцеговина, Колумбия, Афганистан, целый ряд стран Африки и др. Авторы списка пообещали обновлять его дважды в год, но дальше обещаний дело не пошло, да и сам подкомитет прекратил свое существование. И сегодня по рунету гуляет все тот же неизменный список, причем со ссылками на самые разные ведомства – вплоть МИД РФ. В последнем корреспонденту «Пилигрима» сообщили, что предупреждают россиян «в инициативном порядке», а постоянного перечня не ведут. Российский союз туриндустрии также не составляет «черного листа», но, как нас заверило его руководство, находится в тесном информационном взаимодействии с МЧС и выносит предупреждения по факту. Напрямую материально заинтересованы в такой информации страховые компании – как рассказали нам в одной из них на условиях анонимности, страховщики специально запрашивают в МИД рекомендации по тем или иным странам, составляют документы для внутреннего пользования и, как правило, предупреждают своих клиентов об опасности.

Минимум последствий

Однако неожиданности могут застать туриста и в считающихся безопасными уголках планеты. И тут важно знать, как себя вести. Вот что рассказал «Пилигриму» начальник Всероссийского центра мониторинга и прогноза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (центр «Антистихия») Владислав Болов: «Какие именно меры безопасности принимают сами туристы, собираясь на отдых, как они поведут себя в чрезвычайной ситуации – это вопрос общей культуры. Именно отсутствие таковой берет на себя немалую часть человеческих потерь. Многие из туристов не имеют даже элементарных представлений о том, как действовать при возникновении угрозы, как различить ее признаки. Когда в ЮВА, перед тем как обрушиться цунами, вода в океане резко и подозрительно далеко отошла от берегов, туристы, вместо того чтобы забеспокоиться, побежали на обмелевший пляж собирать ракушки!» По словам г-на Болова, отдельная тема в работе спасателей – любители экстремального спорта в российских регионах. Далеко не все из них считают нужным регистрироваться в пунктах МЧС, и, когда происходит несчастный случай, спасатели просто не узнают о том, что человек не вернулся в срок. Соответственно шансы на спасение уменьшаются. Есть среди экстремалов и такие, которые специально избегают посты МЧС, чтобы беспрепятственно добраться до опасного склона или участка реки, лихо прокатиться там с видеокамерой и потом похвастаться перед друзьями. Увы, нередко это путешествие в один конец.

«Отправляясь на экстремальный отдых, – советует Болов, – необходимо задать организаторам путешествия все вопросы, связанные с поездкой: досконально изучить маршрут, выяснить состав группы, наличие сопровождения, квалификацию гидов, узнать, как налажена система спасения, есть ли спутниковая связь, будет ли проверяться состояние здоровья. Если турист отправляется в регион, где уже случались землетрясения, стоит поинтересоваться, в насколько безопасном месте расположен отель, имеет ли он сертификат сейсмостойкости. Ну а горнолыжникам ни в коем случае не стоит отклоняться от размеченных трасс. Если турист соблюдает эти элементарные правила, он снижает риск для своей жизни до минимума».

Не стоит забывать и еще об одном «золотом» правиле: находясь за рубежом, всегда имейте при себе номера телефонов ближайшего дипломатического представительства РФ, вашей страховой компании и принимающей турфирмы. Оставьте всю информацию о поездке родственникам. Неплохо перед отъездом сделать и пару ксерокопий загранпаспорта: по приезде одну из них хранить в номере, а другую сдать в сейф администрации отеля.

Компенсация ущерба

Как известно, ущерб, полученный в результате не зависящих от обеих сторон обстоятельств (природные катаклизмы и стихийные бедствия), квалифицируется как форс-мажор, а потому страховым случаем не является и покрытию не подлежит. Что касается терактов – в обычной медицинской страховке такой риск не заложен, и большинство российских страховщиков оплачивают пострадавшим лишь расходы на медицинскую помощь в стране пребывания и эвакуацию на родину. Зато от теракта можно застраховаться отдельно – естественно, при расчете такой страховки применяется повышающий коэффициент. Ну а уж стоит или нет тратить на это дополнительные деньги – каждый турист решает сам.



Это любопытно

С некоторых пор граждане США и Канады могут воспользоваться новым видом страховых услуг – «скорой авиапомощью». При возникновении несчастного случая обладателя такой страховки доставляют из местной больницы специальным самолетом домой, на родину. Годовая страховка стоит около $200, реальная же стоимость такой услуги может доходить до $150 тыс. Как рассказали «Пилигриму» российские страховщики, для России такая услуга пока не актуальна: при выезде за границу наши соотечественники по-прежнему предпочитают страховаться по минимуму, и дорогостоящие программы востребованы не будут. Напомним, что у нас в стандартный страховой пакет входит медицинская эвакуация регулярными авиарейсами, транспортировка же специальным самолетом осуществляется лишь в случае крайней необходимости и по рекомендации врачей.

"