Posted 10 февраля 2004,, 21:00

Published 10 февраля 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

МИХАИЛ ДЕЛЯГИН

МИХАИЛ ДЕЛЯГИН

10 февраля 2004, 21:00
ДОЛЛАР ВЫРАСТЕТ И БЕЗ «СЕМЕРКИ»

Мировые рынки ждали итогов встречи министров финансов и руководителей национальных банков стран «большой семерки», буквально затаив дыхание. Легко понять, почему: ведь на саммите во Флориде, состоявшемся в конце прошлой недели, обсуждался едва ли не наиболее острый вопрос текущей глобальной экономической политики – вопрос о дальнейших перспективах национальной валюты США.

Под сладкие разговоры о необходимости «сильного доллара для сильной Америки» республиканская администрация вот уже два года проводит успешную политику стимулирования национальной экономики при помощи плавной девальвации. Апогея эта политика достигла в конце прошлого года, когда с уровня 1,082 доллара за евро в начале сентября произошел скачок к 1,284 доллара за евро в конце декабря.

Стимулируя американский экспорт, дешевый доллар больно бьет по странам еврозоны и Японии. Экономика континентальной Европы вообще фактически впала в депрессию. Поэтому от встречи руководителей денежных властей «большой семерки» рынок ждал мер по ограничению девальвации доллара. Но не дождался. Итоговое коммюнике содержит предельно расплывчатые формулировки, по которым текущий валютный курс должен отражать состояние экономики, но, с другой стороны, не должен меняться слишком быстро. В переводе с дипломатического языка на русский язык это означает одно: «пусть все идет, как идет».

Означает ли это, что доллар и дальше будет падать? По-видимому, нет: возможности дальнейшей его девальвации практически исчерпаны. Прежде всего в силу взаимосвязанности крупнейших экономик мира: падение курса доллара наносит большой ущерб еврозоне. А это, в свою очередь, бумерангом ударяет по самим США – ведь потребительский спрос в странах ЕС сокращается, а значит, американским производителям становится труднее продавать свои товары на европейских рынках.

Поэтому события, скорее всего, будут развиваться по следующему сценарию: уже к середине весны американцы начнут стимулировать свою экономику новыми методами – например, более активно добиваться снижения мировой цены нефти. Доллар при этом несколько окрепнет, хотя никаких целенаправленных усилий для его поддержки американцы предпринимать не будут. К концу года курс американской валюты может достичь уровня 1,20 доллара за евро, а то и 1,15 доллара за евро.

Хорошо ли это для России? Скорее нет, чем да: ведь в прошлом году доллар падал по отношению к евро и параллельно становился слабее по отношению к рублю. В результате «эффективный» курс нашей валюты (рассчитанный по отношению к «корзине валют») вырос всего лишь на 5%, тогда как по отношению к доллару рубль укрепился в три раза больше – на 18,6%. В новом году может сложиться следующая ситуация: «зеленый» будет укрепляться по отношению к единой европейской валюте, эффективный курс рубля из-за этого начнет расти более быстрыми темпами, чем в 2003 году. А «крепкий» рубль повлечет за собой негативные последствия для нашей экономики – например, он может привести к снижению темпов роста ВВП из-за падения конкурентоспособности российских производителей.

"