Posted 10 января 2007,, 21:00

Published 10 января 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:43

Updated 8 марта, 08:43

Трудовая порука

10 января 2007, 21:00
Конфликты на работе более половины трудящихся предпочитают решать через суд. Таковы результаты опроса, проведенного Государственной службой занятости населения Москвы. 31% разберутся с проблемами своими силами, и лишь только единицы обратятся к организациям, защищающим права рабочих.

Наиболее конфликтное время на работе – начало года. Кто-то в праздники пообещал устроить на работу любимого племянника, у кого-то в компании сотрудники «в возрасте», кто-то наблюдает беби-бум среди сотрудниц. Одним из самых распространенных трудовых конфликтов является так называемое «завуалированное увольнение». Руководство объявляет о сокращении штата и лишает рабочего места «лишних» людей, несмотря на то, что реально объемы производства не изменились. «Зачастую человека просто вынуждают уволиться «по собственному желанию» или «по соглашению сторон», – рассказала «НИ» директор Центра социально-трудовых прав Елена Герасимова. – С пугающей регулярностью нарушаются права беременных женщин или женщин, имеющих детей, когда речь идет о вредных условиях производства».

Недовольные и обиженные предпочитают решить проблему раз и навсегда, радикальным способом. О своем намерении обратиться в суд, если возникнут разногласия с руководством, заявляют 53% респондентов. Людей не пугает трата времени и нервов, если на кону возможность восстановления на рабочем месте. Если в начале 90-х использовали в основном силовой способ решения трудовых конфликтов, то сейчас наконец-то стали популярны цивилизованные методы.

«Если другие методы решения проблем не помогают, то единственный выход – обратиться в суд, – сообщил «НИ» адвокат Владимир Юрасов. – Тем более что сейчас наблюдается рост судебных решений в пользу сотрудника. Данные о судебных тяжбах, которые присутствуют в биографии человека, карьеру не портят. Наоборот, это говорит о том, что человек знает себе цену и готов бороться за свои права».

Конечно, не все могут отстаивать свои права в суде. Это связано с тем, что многие продолжают работать по «черным» и «серым» схемам, и, соответственно, не обладают никакими документами, которые можно было бы предъявить в качестве доказательства. Именно такие категории граждан должны были защищать профсоюзы. Однако по результатам опроса только 3% респондентов будут искать справедливости в профсоюзных организациях или в государственных органах, например, в прокуратуре или в трудовой инспекции.

Эксперты связывают это с тем, что такого рода организации не оправдывают ожиданий. «Несмотря на то, что система профсоюзов с советских времен нам досталась мощная, они в большинстве своем бездействуют, – пояснил «НИ» исполнительный секретарь Комитета защиты москвичей Алексей Навальный. – Например, Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) занята своими делами, а не проблемами трудящихся. Получается так: люди не обращаются в профсоюзы, потому что считают это бесполезным, а профсоюзы не ищут контактов с людьми, потому что нет потребности в этом».

Основной претензией к профсоюзам является их бездействие, по мнению экспертов. «Уровень доверия к профсоюзам падает год от года, – рассказала «НИ» Елена Герасимова. – Та же Федерация независимых профсоюзов насчитывает порядка 30 млн. членов. За 15 лет ФНПР не сделала ничего, чтобы привлечь новых людей. Многие остались там по инерции с советских времен. Дело в недостатке информированности населения. Государственные органы зачастую относятся к трудящимся предвзято. Вот и приходится людям брать проблему в свои руки».

"