Posted 10 января 2006,, 21:00

Published 10 января 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:28

Updated 8 марта, 09:28

Когда «Гора» идет к человеку

Когда «Гора» идет к человеку

10 января 2006, 21:00
52 сказки народов России. Такого и в СССР не видывали. «Гора самоцветов» – больше чем кинопроект. Под его крыло идейному вдохновителю Александру Татарскому удалось собрать многих лучших режиссеров страны: мастеров и дебютантов. Как возникают подобные амбициозные идеи? Лариса Малюкова нашла единственно верное объяснение

По рецепту Бергмана: из «туфельки нашего детства». Маленького Сашу Татарского привезли в послевоенную Евпаторию на отдых. С помощью зачитанной до дыр толстой книжки «Гора самоцветов» (сборник сказок народов СССР) горизонты его мира вдруг распахнулись далеко за пределы родного Киева.

И вот теперь семейный цикл «Гора самоцветов» – прививка качественного кино для самых маленьких и совсем взрослых. Вакцина против бесконечных фобий, ненависти к «чужим», непохожим, непонятным…

Один злобный пан в коня превратился, а жадная мельничиха – в курицу, а находчивые баран с козлом целую ораву голодных волков перехитрили, а птицы наказали коварного змея, а умная дочка отца от несправедливости защитила, а лесные звери

обыкновенного кота испугались… Этот вымышленный мир смотрится метафорой мира реального. Сказка – ложь, да намек на действительность в ней до жути очевиден.

13-минутные фильмы, созданные в самых разных техниках, рассчитанные на семейную аудиторию, имеют не только воспитательное, но и просветительское начало. В каждой серии заставка, в которой с юмором рассказывается о традициях, быте, ремесле и искусстве одного из народов (в Башкирии, к примеру, живут самые правильные пчелы). Заставки можно смотреть как отдельные познавательные фильмы о житье-бытье народов страны (есть идея самостоятельного сериала «заставок»).

Проект уже приобрел букет наград. На международном фестивале КРОК – специальный приз жюри «За уникальность проекта и высокий художественный уровень». Автор заставок Сергей Меринов удостоен награды в категории «Прикладная и заказная анимация». Изысканная работа Михаила Алдашина и Олега Ужинова «Про Ивана-дурака» названа лучшей в категории «Фильм для детей». На фестивале в Выборге лучшим анимационным фильмом стал «Кот и Лиса» Константина Бронзита.

Не скажу, что все фильмы цикла равно талантливы. Есть великолепные по живописному стилю и профессии работы, такие, как «Про ворона», или «Как обмануть змея». Есть недостаточно «кондиционные» опусы. Однако в целом, вне сомнения, «Гору…» видно издалека, это очевидный эстетический прорыв российских аниматоров. Наконец-то наши дети получили возможность регулярно смотреть новые российские фильмы достойного качества.

Более полусотни фильмов запланировано в первом пакете. Но народов в нашей стране – еще больше. Так что проекту расти и расти.

Авторы цикла решили довольно трудную задачу. Как, сохранив верность духу фольклорной традиции сказки, сделать ее «смотрибельной», интересной для поколения Интернета и Гарри Поттера? В «Горе самоцветов» вы не увидите внешних примет современности: мобильников в когтях у ворона, «Мерседеса» у Ивана-дурака. Но рукотворные работы российских мастеров смотрятся свежо благодаря современному языку, разработке персонажей, монтажу, режиссуре. Приличный уровень и стилистическое единство обеспечивает строгий художественный совет, возглавляемый классиком анимации, автором одного из самых любимых мультипликационных фильмов – «Жил был пес» Эдуардом Назаровым: «Для меня, несмотря на шахтерский метод работы (в связи с регулярным телеэфиром) и бешеный темп – этот проект хорош попыткой человеческим языком рассказать сказку нормальному человеку. Ребенок ведь не идиот, он заслуживает уважительного отношения. И сказка – не испорченный телефон, и не обязательно «Звездные войны». Она – все та же самая сказка, на которой выросли мы и наши родители. В ней – традиция, история, культура, дух страны.

"