Posted 10 января 2006,, 21:00

Published 10 января 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:28

Updated 8 марта, 09:28

«Художник, что рисует дождь»

«Художник, что рисует дождь»

10 января 2006, 21:00
В фильме Константина Лопушанского «Гадкие лебеди» много воды. В хорошем смысле. В прямом. И оказалось, что, как для актеров необходим режиссер, так для воды необходим художник. На этой картине им стал Дмитрий Глухов.

– Первый раз слышу, что есть такая профессия – художник по воде!

– Рисовать водой можно по-разному, я всегда удивлялся, когда слышал «светом нарисуем». Думал, как можно рисовать светом. Но поработал осветителем и понял, что значит рисовать светом. Примерно так же и с водой, только светом можно рисовать с больших расстояний. Вода все-таки применяется в ограниченном пространстве. Например, искусственный дождь. Он может быть большой, маленький. Большие капли или просто водяная пыль, которая дает очень интересный эффект в сочетании опять же со светом и цветом. История знает такие случаи, когда, например, Акира Куросава во время съемок фильма «Дерсу Узала», добавлял в воду чернила, чтобы она лучше «читалась».

– Наверное, легче всего решается проблема проливного дождя. Подогнал машину и поливай актеров!

«Мокрецы» – главные герои фильма

– Есть определенные нюансы. Мы два года решали проблему, потому что пленка «не читает» искусственный дождь. Пришлось заниматься изобретением специальных машин. Мы их называем пыльными, крупными, точеными, фризованными, «истяпки». И каждая из них дает свой характерный рисунок капли. И их можно комбинировать, и получать разный дождь. Константин Сергеевич Лопушанский просил сделать такой ливень, чтобы капли были крупными. Или, например, для фильма мы сделали «дождевой вертолет». Установку поместили наверху, чтобы покрыть дождем 15–20 метров вокруг.

– У вас особенно эффектно на экране смотрится водяная пыль…

– Я вырос на Дальнем Востоке. А там, стоит подняться на какую-нибудь сопку, ты попадаешь в облако тумана. Вроде ничего не капает, ничего не течет, но в то же время становишься мокрым насквозь. Капли на лице, бегут по одежде, хотя дождя на самом деле нет. Но в то же время по окружающим предметам, по всяким вещам мы видим, что вода в общем-то есть. Водяная пыль – очень интересный эффект, через него хорошо читается луч света. В фильме водяную пыль мне пришлось делать в старом заброшенном вокзале. Я поставил там несколько заслонов водяной пыли, и актер двигался через них, и рисовалась тень – непонятно на чем. Вроде бы видим, как большая тень двигается на камеру, потом тень становится меньше, меньше – раз…. и исчезла. И появляется вторая, третья, четвертая… И еще свет «гуляет», т.е. приборы двигаются на штативах. Получилось очень интересно.

– Не проще ли все нарисовать на компьютере?

– На компьютере… не знаю, наверное, проще. А надо ли? И мы видели кино, сделанное целиком и полностью на компьютере, оно вам нравится? Мне нет.

Я на студии с 1992 года. Когда читаешь сценарий, да, интересно, дождь, герои выходят из дождя, гуляют по дождю… А потом вдруг все это исчезает из сценария. Почему? Продюсеры, режиссеры думают, что проще переписать, чем добиваться предложенного сценаристом варианта. Боятся или экономят, не знаю.

И мы на свой страх и риск, не я один, команда, ребята, которые вместе со мной работают, вкладывали деньги, развивали и предлагали всем посмотреть, убеждали… В последние годы удается.



«Гадкие лебеди», мистический триллер

Экранизация одноименной знаменитой фантастико-философской повести братьев Стругацких, которая долгое время в СССР находилась под запретом.

Режиссер-постановщик: Константин Лопушанский

В ролях: Григорий Гладий (Канада), Леонид Мозговой, Алексей Кортнев

Производство: «Proline-film», Киностудия «Ленфильм», Франция

Статус: Монтажно-тонировочный период

"