Posted 10 декабря 2020,, 11:48

Published 10 декабря 2020,, 11:48

Modified 7 марта, 14:22

Updated 7 марта, 14:22

Не так считали: почему воздушные ассы Германии выигрывали в счете у наших летчиков

Не так считали: почему воздушные ассы Германии выигрывали в счете у наших летчиков

10 декабря 2020, 11:48
Широко известные факты о том, что немецкие военные летчики сбивали намного больше вражеских самолетов, чем советские, объясняются разницей не в мастерстве пилотов, а в методике подсчета
Сюжет
Былое

Популярный блогер Валерий Петров обратился к военной истории, точнее – к истории Великой Отечественной, к весьма странному на первый взгляд факту. Как известно, такие ассы советской военной авиации, как Иван Кожедуб или Александр Покрышкин сбили за все время боев: первый – 62, а второй 59 фашистских самолетов. В то время, как легендарный немецкий пилот Эрих Хартманн – 352! Более того, по данным тех лет за Германию воевали более 100 летчиков, каждый из которых сбил 100 вражеских самолетов! То есть Кожедубу с Покрышкиным в такой компании просто нечего делать...

Можно, конечно, счесть, такого рода цифры за пропагандистскую выдумку, поднимающую боевой дух воюющих солдат, однако вряд ли советская пропаганда работала настолько менее эффективно, чем немецкая...

Так в чем же дело? Петров нашел ответ на этот вопрос.

Оказалось, и это во-первых, что у нас и нашего противника была разная система подсчета. В Советском Союзе персональную и коллективную победы оценивали по отдельности, тогда как в Германии индивидуальные и групповые достижения никак не разделялись - шли в общий зачет. А потому, если так называемое «крыло мастеров», в котором бок о бок летели пять самолетов сбивало один-единственный советский самолет, то эта пораженная цель засчитывалась каждому участнику такого «крыла». В случае же с нашими группами все наоборот: кто сбил, тот и рисует очередную звездочку на своем фюзеляже. В выялении снайпера участвовала вся группа. Если же по каким-то причинам оставалось неясным, чьей же выстрел был точным – победителем признавался самый, по мнению товарищей, продуктивный летчик.

Во-вторых, действовал разный принцип: какие самолеты считать сбитыми? В СССР старались учитывать только те машины, которые были сбиты гарантированно. К тому же командиры требовали точных доказательств этого, а как доказать, если, к примеру, самолет падал на другой стороне фронта? Зато немцы считали не только сбитые самолеты, но и просто победы, когда советская машина уходила из боя с дымящимся мотором. Да, он был выведен из строя, но ведь может и вернуться для ремонта...

В-третьих, разное начало отсчета. Если немецкие летчики считали свои трофеи за всю карьеру, то советские – только за время этой конкретной войны.

И в-четвертых, разнилась и методика подсчета самолетов. По советской за единицу считался каждый сбитый борт, тогда как по немецкой – сбитый мотор. К примеру, если сбит наш одномоторный Ла-2 — это одна победа, а двухмоторный Ту-2 – сразу две, а четырехмоторный Пе-8 – то вообще четыре!

Впрочем, в немецкой системе был свой резон: сбить многомоторный самолет сложно, поскольку его охраняют целые звенья истребителей, а потому сбитые бомбардировщики считались особо ценным успехом. Для советского командования ценность представляли не столько даже сбитые вражеские самолеты, сколько их погибшие или плененные пилоты, ибо «кадры решают все».

В результате же окажется, что разница между нашими и немецкими ассами не столь уж велика, или же ее вовсе нет.

"