Posted 9 декабря 2015,, 21:00
Published 9 декабря 2015,, 21:00
Modified 8 марта, 03:08
Updated 8 марта, 03:08
В начале декабря на странице общества «Синих ведерок» в социальной сети «Facebook» появилась фотография постановления об административном правонарушении, совершенном 24 ноября в Твери. Там сказано, что водитель «превысил установленную скорость движения транспортного средства на 59 км/ч, двигаясь со скоростью 1 км/ч при разрешенной 60 км/ч на данном участке дороги». Чуть позже региональная Госавтоинспекция признала свою ошибку и принесла извинения. «В Центре автоматической фиксации административных правонарушений Тверской области в конце ноября произошел технологический сбой программного обеспечения, в результате которого были разосланы 199 постановлений», – сказано в официальном сообщении. По инциденту проходит проверка, а сбой исправлен. Протоколы признаны недействительными, и штрафы оплачивать не нужно.
Недавно несколько сотен ошибочных штрафов пришли водителям Саранска в Мордовии. Около месяца неисправная камера на улице Косарева завышала скорость автомобилей, делая водителей нарушителями. С жалобами в местную ГИБДД обратились более 350 человек. В местном Центре автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения сбой признали и даже выделили отдельного сотрудника для приема жалоб.
Ежегодно в России выписываются миллионы протоколов о нарушении правил дорожного движения. Сегодня штрафы собирает не только Госавтоинспекция, но и различные муниципальные структуры. Например, в Москве штрафы выписывают, помимо дорожной полиции, еще две организации: ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП) и Московская административная дорожная инспекция (МАДИ). Первая отвечает за неоплаченную парковку, а вторая – за остановку под запрещающими знаками.
«НИ» уже неоднократно рассказывали о ложных штрафах, которые получают столичные автомобилисты из-за системных сбоев и ошибок инспекторов. В начале года Генпрокуратура выяснила, что столичные сборщики штрафов в 2014 году выписали 600 тыс. неверных протоколов на сумму в 1,8 млрд. рублей. Это не значит, что во всех этих 600 тыс. случаях нарушений не было, но сами протоколы должны были быть признаны недействительными. Отметили в Генпрокуратуре и то, что с начала 2014 года в МАДИ удовлетворили более 1,8 тыс. жалоб на некорректную работу сотрудников инспекции. При этом процедура рассмотрения претензий не устроила Генпрокуратуру: при рассмотрении жалоб не вызывались водители, а десятидневный срок для ответа на жалобу не всегда соблюдался. В Департаменте транспорта Москвы тогда заявили, что «все недочеты, выявленные в ходе проверки Генпрокуратуры, устранены».
Позже стали известны результаты и других прокурорских проверок. 14 апреля Савеловская межрайонная прокуратура вынесла представление гендиректору ГКУ «АМПП» об устранении нарушений (документ имеется в распоряжении «НИ»). Надзорный орган заметил, что по закону сбором штрафов с водителей могут заниматься только контролеры и контролеры-ревизоры, а в ГКУ «АМПП» этих должностей нет. В итоге 67% (более 247 тыс.) протоколов за неоплаченную парковку были составлены не уполномоченными на то лицами. Более того, на некоторых постановлениях стоят электронные подписи сотрудников, которых в день оформления документа не было на рабочем месте. Всего в 2014 году было удовлетворено более 40 тыс. жалоб водителей на штрафы, а в первом квартале 2015 года – 6,8 тыс. «Анализ жалоб, причин большего процента их удовлетворения не ведется», – сказано в документе.
Затем 28 апреля прокуратура столицы вынесла представление заммэра Москвы, руководителю департамента транспорта Максиму Ликсутову (документ есть в распоряжении «НИ»). Там также сказано о рассмотрении протоколов неуполномоченными лицами и электронных подписях на протоколах людей, не работавших в дни их выписки. В документе также отмечено, что «существующая дорожная разметка и вновь установленные знаки в ряде случаев противоречат друг другу, что создает предпосылки к непреднамеренному нарушению водителями ПДД».
Столичных сборщиков штрафов должны были проверить эксперты из Института государства и права РАН и МВД РФ. Их ответы также есть в распоряжении газеты. Согласно им, ГКУ «АМПП» вообще не может выносить постановления о нарушениях, так как в законе «О полиции» разрешено передавать персональные данные только органам власти. МАДИ, например, имеет соответствующий договор с МВД, а вот АМПП – нет. Эксперты даже сослались на решение Верховного суда РФ от 2011 года, где сказано, что государственные казенные учреждения не могут рассматривать дела об административных правонарушениях.
Департамент транспорта в октябре дал публичный ответ на претензии проверяющих органов. «ГКУ «АМПП» наделено полномочиями по рассмотрению штрафов за неоплату парковки, так как учреждение исполняет госфункции «для реализации полномочий органов государственной власти» в соответствии с распоряжением правительства Москвы. Информация, необходимая для расследования дел об административных правонарушениях, передается абсолютно правомерно в полном соответствии соглашением между правительством Москвы и МВД РФ», – заявили в департаменте.
Особые проблемы связаны с парковками для инвалидов. Так, инвалид в столице имеет право оставить бесплатно свой автомобиль на специально отведенном месте в зоне платной парковки только в случае, если он оформил соответствующее разрешение. Иногородние инвалиды получить это разрешение не могут. Несмотря на то, что федеральное законодательство позволяет людям с ограниченными возможностями пользоваться парковкой для инвалидов в любом городе бесплатно, ограничения сегодня действуют во многих городах, где функционируют платные парковки, например, в Санкт-Петербурге. В МВД РФ уже признали, что права инвалидов нарушаются, и сообщили о подготовке поправок в ПДД. Согласно им, инвалиды смогут парковаться бесплатно при наличии только удостоверения и опознавательного знака на машине.
«Ситуация с ошибочными штрафами по стране очень разная. Если говорить про комплексы фото- и видеофиксации нарушений, то сегодня они продолжают совершенствоваться, и ошибок становится все меньше. Да и в ГИБДД уже наработана практика по возврату средств за отмененные постановления. В Москве ошибочных штрафов, связанных с деятельностью АМПП и МАДИ, по-прежнему много», – сказал «НИ» координатор движения «Общество Синих ведерок» Петр Шкуматов. По его словам, в столице сейчас стало легче обжаловать штрафы и даже вернуть деньги за эвакуацию, но это до сих пор отнимает много времени и сил. «Много системных ошибок. Осенью была комичная ситуация, когда парконы почему-то у себя перевели часы, хотя у нас теперь летнего-зимнего перевода часов нет. В итоге люди оплатили парковку, а парконы зафиксировали их автомобили за час до момента оплаты, выписав штрафы», – рассказал Петр Шкуматов.
В Японии предпочитают не судиться из-за штрафов
На литовских дорогах опасаются «групп захвата»
В Германии водители чаще страдают от педантичности инспекторов