Posted 9 декабря 2010,, 21:00

Published 9 декабря 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 06:45

Updated 8 марта, 06:45

Лауреат Нобелевской премии-2010 Константин Новоселов

Лауреат Нобелевской премии-2010 Константин Новоселов

9 декабря 2010, 21:00
Сегодня в Стокгольме король Швеции Карл XVI Густав вручит Нобелевские премии в области физики, химии, медицины, литературы и экономики лауреатам 2010 года. Физика первой упоминается в завещании шведского промышленника и потому традиционно считается главной номинацией. В этом году «Нобеля» по физике дадут представителям

– Константин, вы говорили, что графен – удивительный материал и конца открытиям, которые скоро смогут иметь прикладное значение, не видно. Как вы думаете, назовут ли потомки когда-нибудь наше время эпохой графена, подобно тому, как были бронзовый и железный века?

– Если присуждать историческому периоду имя по какому-либо материалу, то мы уже живем в пластиковом веке. Не знаю, заменит ли его графен, но пластику, это уже точно, придется потесниться. Количество перспективных сфер применения графена растет день ото дня. Это в первую очередь электроника: транзисторы на основе графена вытеснят кремниевые, изменятся экраны мобильников и телевизоров, солнечные панели. Приборы благодаря графену станут миниатюрными. Кроме того, на его основе можно создавать широкий диапазон композитных материалов с невиданными свойствами. Его можно в микроскопических дозах внедрять в те же пластики, и тогда они станут необыкновенно прочными, электропроводными. Компания Samsung уже сейчас определила для себя более полусотни сфер применения этого материала, но в ближайшие годы их будут сотни, если не тысячи.

– Графен уже дал вам Нобелевскую премию. А вы продолжите им заниматься?

– Нет, пусть это делают другие, хочу переключиться на что-то совершенно новое. Что же касается премии, то она, конечно, приятна, но лауреатство отнимает массу времени. Я уже решил, что с Нового года просто забуду о Нобелевке, целиком сосредоточусь на работе.

– Как собираетесь потратить премию?

– Даже не думал об этом, я и суммы-то не знаю. Я обеспечен, все необходимое у семьи есть, поэтому денежная составляющая премии для меня мало что значит.

Самым молодым нобелевским лауреатом стал наш Новоселов.

– Если окинуть мысленным взором развитие современной науки, как вам кажется, какие открытия могут перевернуть жизнь нашего поколения, подобно тому, как это произошло с атомной бомбой или первыми полетами в космос?

– Будущее предсказывать не берусь, но одно знаю твердо. Развитие сейчас так ускорилось, что время появления того или иного новшества, о котором сегодня говорят только как о теории или научной фантастике, уже, что называется, за первым поворотом дороги. Говорят об ожидании в 20–50 лет – смело делите на два! Будущее наступает быстрее, чем мы о нем думаем.

– Во многих западных учебных и научных заведениях местом возникновения новых идей являются кафе. Университетские комплексы даже проектируются таким образом, чтобы ученые, работающие в разных сферах, могли встретиться за одним столиком. Есть ли такой неформальный «центр мозговых атак» у вас в Манчестере?

– Я знаю, кафе успешно работают в качестве своеобразных «раскрепостителей» во многих научных центрах, но у нас так все сложилось, что повсюду – одно большое кафе. Обстановка расслабленная, дружеская, никакой иерархии, ничто не препятствует дискуссиям. Работа для нас, к счастью, – это еще и хобби.

– Вы – ярко выраженный физик-экспериментатор. Можете вспомнить свой первый успешный эксперимент?

– Конечно. Мне было лет шесть, когда папа купил игрушечную железную дорогу. Я тут же выломал оттуда блок питания и сделал свой первый в жизни электромагнит. С тех пор так и работаю с полями.

"