Posted 10 декабря 2009,, 11:54

Published 10 декабря 2009,, 11:54

Modified 8 марта, 07:15

Updated 8 марта, 07:15

Неудачно запущенная «Булава» поразила Норвегию

Неудачно запущенная «Булава» поразила Норвегию

10 декабря 2009, 11:54
Неудачно запущенная «Булава» поразила Норвегию

Очередное испытание ракеты «Булава» вновь закончилось провалом: у запущенной с борта атомного подводного крейсера «Дмитрий Донской» межконтинентальной баллистической ракеты возникли технические проблемы. В результате «Булава» самоликвидировалась над акваторией Белого моря. Это сегодня подтвердили представители Министерства обороны РФ.

«После возвращения корабля на базу были изучены данные телеметрического контроля в ходе пуска. По результатам изучения установлено, что первые две ступени ракеты отработали в штатном режиме, однако на последующем, третьем этапе траектории полета произошел технический сбой», — сказал источник в военном ведомстве.

Как оказалось, пуск «Булавы» утром 9 декабря наблюдали жители норвежского города Тромсо на севере страны. «Новые Изестия» ранее сообщали о том, что очевидцы наблюдали, как в 7.50 по местному времени в небе появился светящийся объект, который двигался по спирали, а после пропал.

Местные жители предположили, что свечение, скорее всего, является одной из форм Северного сияния. Однако норвежские ученые заявили, что след в небе могли оставить «русские ракеты». «Возможно, это действительно Северное сияние. Но Северное сияние обычно появляется вечером. Скорее всего, свет в небе оставила русская ракета», — говорит научный сотрудник Института северного сияния в Тромсе Одд Эрик Гарсия.

«Люди говорят, что видели в небе объект и спиральный шлейф позади. Шлейф — это поток газа из двигателя. А след в виде спирали объясняется вращением ракеты», — сказал ученый.

Также и представители Норвежского космического центра со своей стороны подтвердили, что свечение вызвано именно российской ракетой. «Было сообщение, что ночью запущена русская ракета. Ракета была выпущена российским военным кораблем, который находится недалеко от берегов Норвегии. Думаю, что именно ракета вызвала след над севером страны. Надеюсь, что никакой опасности нет. Скорее всего, русские просто проводят учения», — сказал сотрудник НКЦ Пал Брекке.

Р-30 3М30 «Булава-30» (РСМ-56 — для использования в международных договорах; SS-NX-30 — по классификации НАТО; «Булава-М», «Булава-47») — новейшая российская твердотопливная баллистическая ракета, размещаемая на подводных лодках.

Испытания «Булавы» проходят с 2003 года, всего было проведено одиннадцать запусков, из них шесть — неудачные. Сроки принятия ракеты на вооружение российского ВМФ неоднократно переносились. Из-за аварийных запусков увеличивается число необходимых летных испытаний.

Решение в пользу разработки ракеты «Булава» было принято в 1998 году вновь назначенным на пост главнокомандующего ВМФ России Владимиром Куроедовым после трех неудачных испытаний законченного более чем на 70% комплекса стратегического оружия «Барк». В результате Совет безопасности РФ отказался от разработки Миасского КБ имени Макеева (разработчика всех советских баллистических ракет подводных лодок — БРПЛ, за исключением Р-31) и передал разработку новой морской стратегической ракеты Московскому институту теплотехники. В качестве аргументов в пользу такого решения называлось стремление к унификации морских и сухопутных твердотопливных ракет. Противники этого решения указывали на сомнительные плюсы от унификации, отсутствие у МИТ опыта создания ракет морского базирования, необходимость переделки АПЛ «Юрий Долгорукий», строящейся с 1996 года на Северодвинском машиностроительном предприятии «Севмаш» и первоначально проектировавшейся под «Барк».

Производство ракет «Булава» будет развернуто на ФГУП «Воткинский завод», где уже производятся ракеты «Тополь-М». По заявлению разработчиков, конструктивные элементы обеих ракет в высокой степени унифицированы.

После успешных испытаний 29 июня 2007 года было принято решение о серийном производстве наиболее отработанных узлов и деталей ракеты.

Согласно сообщениям в «Российской газете», 24 мая 2004 года на Воткинском машиностроительном заводе (он входит в корпорацию МИТа) во время испытаний твердотопливного двигателя произошел взрыв.

Двадцать третьего сентября 2004 года с модернизированной АПЛ ТК-208 «Дмитрий Донской» проекта 941УМ (подлодка базируется на Севмашпредприятии в Северодвинске) был осуществлен успешный «бросковый» пуск весогабаритного макета ракеты «Булава» из подводного состояния. Испытание проводилось для проверки возможности ее использования с подводных лодок. В прессе этот запуск принято считать первым по счету, хотя был произведен только запуск массогабаритного макета ракеты.

Второй испытательный запуск реального ракетоносителя был успешно произведен 27 сентября 2005 года. Ракета, запущенная из акватории Белого моря с АПЛ «Дмитрий Донской» (проект 941 класса «Тайфун», бортовой номер ТК-208) из надводного положения по полигону Кура на Камчатке, примерно за 14 минут преодолела более 5,5 тысяч километров, после чего боевые блоки ракеты успешно поразили предназначенные для них цели на полигоне.

Третий испытательный запуск был произведен 21 декабря 2005 года также с АПЛ «Дмитрий Донской». Пуск осуществлен из подводного положения по полигону Кура, ракета успешно поразила цель.

Четвертый испытательный пуск с борта АПЛ «Дмитрий Донской» 7 сентября 2006 года закончился неудачей. Пуск МБР был произведен из подводного положения в направлении боевого поля на Камчатке. Пролетев после старта несколько минут, ракета отклонилась от курса и упала в море.

Пятый испытательный пуск ракеты с борта АПЛ «Дмитрий Донской», прошедший 25 октября 2006 года, также закончился неудачно. После нескольких минут полета «Булава» отклонилась от курса и самоликвидировалась, упав в Белое море.

Шестой испытательный пуск ракеты был произведен 24 декабря 2006 с борта АПЛ «Дмитрий Донской» (надводное положение) и вновь закончился неудачно. Отказ двигателя третьей ступени ракеты привел к ее самоликвидации на 3–4-й минуте полета.

Седьмой испытательный пуск состоялся 28 июня 2007 года. Запуск произведен в Белом море с борта АПЛ «Дмитрий Донской» из подводного положения и завершился частично удачно — третья боеголовка не достигла цели.

Очередной испытательный пуск предположительно должен был произойти в ноябре 2007 года. Однако испытания не состоялись, при этом никакой официальной информации о причинах их отмены оглашено не было. Восьмой пуск состоялся 18 сентября 2008 года. Анонимный источник в Министерстве обороны РФ, на который ссылается газета «Коммерсантъ», заявил, что пуск был успешным лишь частично. По данным собеседника издания, до последнего этапа испытания проходили успешно. «Активный участок траектории ракета прошла без сбоев, попала в заданный район, головная часть отделилась штатно, но ступень разведения боевых блоков не смогла обеспечить их отделения», — сообщил он газете. Таким образом, как пояснил он, в боевых условиях боеголовки ракеты не сработали бы из-за особенностей устройства «Булавы».

Девятый пуск. Наконец, 28 ноября 2008 года пуск «Булавы» прошел полностью в штатном режиме. Атомная подводная лодка стратегического назначения «Дмитрий Донской» произвела успешный пуск «Булавы», программа испытаний ракеты впервые выполнена полностью.

Десятый пуск произведен 23 декабря 2008 года с атомной подводной лодки «Дмитрий Донской». После отработки первой и второй ступени ракета вышла на нештатный режим работы, отклонилась от расчетной траектории и самоликвидировалась, взорвавшись в воздухе. Таким образом, данный пуск стал четвертым (с учетом лишь частично успешных — шестым) неуспешным по счету из девяти проведенных.

Одиннадцатый пуск: 15 июля 2009 года был проведен очередной (первый в 2009 году) испытательный пуск ракеты «Булава» с подводного ракетоносца «Дмитрий Донской» из акватории Белого моря. Этот запуск оказался также неудачным, из-за сбоя на этапе работы двигателя первой ступени ракета самоликвидировалась на 20-й секунде полета. Этот запуск стал десятым испытательным запуском (не считая броскового) и пятым неудачным (седьмым — с учетом двух «частично успешных» пусков).

Сразу после этого Министерство обороны создало комиссию по расследованию причин самоликвидации. А эксперты начали высказывать сомнения в целесообразности продолжения испытаний.

"