Posted 9 декабря 2008,, 21:00

Published 9 декабря 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 07:39

Updated 8 марта, 07:39

Посмертное оправдание

Посмертное оправдание

9 декабря 2008, 21:00
Вчера Следственный комитет при прокуратуре РФ заявил о прекращении уголовного дела по факту авиакатастрофы, которая произошла 9 июля 2006 года в аэропорту Иркутска и унесла жизни 125 человек. Причина – отсутствие состава преступления. Следствие признало, что в трагедии нет вины пилотов, а случилась она из-за технически
Сюжет
Авиация

Расследование дела по части 3 статьи 263 УК РФ «нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта» длилось почти два с половиной года. Вчера оно было закрыто «в связи с отсутствием состава преступления». Следователи пришли к выводу, что ни экипаж, ни диспетчеры не виновны в трагедии. Летно-техническая судебная экспертиза установила, что причиной катастрофы стала «нештатная работа систем управления самолета, их конструктивные недостатки, ошибки в разработке логики бортового компьютера, снижение эффективности торможения самолета на пробеге». «Данная причина вызвана не действиями экипажа или наземных служб – она обусловлена непредвиденной реакцией программного обеспечения самолета на возникшую при посадке ситуацию», – сообщил «НИ» официальный представитель Следственного комитета (СК) при прокуратуре РФ Владимир Маркин.

Авиакатастрофа произошла 9 июля 2006 года в аэропорту Иркутска. Аэробус А-310 компании «Сибирь» (ныне S7) съехал с взлетно-посадочной полосы, пробил бетонное ограждение летного поля, врезался в гаражи и загорелся. На борту находились 203 человека, 125 из них погибли. Выжить удалось тем, кто выпрыгнул из самолета до взрыва. В конце ноября 2006 года Межгосударственный авиационный комитет (МАК) опубликовал результаты своего, авиационного расследования – диаметрально противоположные выводам следствия по уголовному делу. По данным МАК, к трагедии привели «ошибочные и бесконтрольные действия экипажа». Якобы, соприкоснувшись с землей, пилот непреднамеренно сдвинул рычаг управления тягой левого двигателя. А второй пилот этого не заметил. В результате двигатель вышел на взлетный режим, и лайнер отбросило вбок.

Два года общественное мнение (за исключением независимых расследователей авиационных происшествий, изначально сомневавшихся в выводах МАК. – «НИ») считало виновными погибших летчиков – пилотов первого класса Сергея Шибанова и Владимира Черных. У каждого из них в Иркутске остались семьи. Дочери Сергея Шибанова стали даже приходить SMS со словами «Твой отец – убийца». «Мы своих решений менять не собираемся, – заявил «НИ» на условиях анонимности источник в МАК. – Мы не устанавливаем чью-то вину, а определяем причины происшествий и разрабатываем мероприятия по предотвращению их в будущем».

У специалистов тем временем нет сомнений, почему именно выводы следствия, основанные на мнении независимых экспертов, кардинально отличаются от выводов авиационного комитета. «Следствие абсолютно право, – выразил «НИ» свое мнение советник президента профсоюза летного состава России, летчик-испытатель Александр Акименков. – МАК выдает сертификаты летной годности воздушного судна. И если самолет оказывается неисправен – он за это в ответе. Поэтому им и проще переложить ответственность на пилотов». Ожидается, что по факту иркутской авиакатастрофы будет заведено новое уголовное дело. «Люди погибли, и если в этом виноват не экипаж, а техника, то дело должно быть заведено против тех, кто ее произвел, а затем сертифицировал», – добавил Александр Акименков.

Адвокат пострадавших в авиакатастрофе пассажиров Игорь Трунов сообщил «НИ», что решение следствия никак не повлияет на выплаты компенсаций родным погибших. «По гражданскому законодательству, ответственность за инцидент несет владелец средства повышенной опасности, а не пилоты, даже если бы они и были виноваты, – отметил он. – Со 150 пострадавшими, которые обратились в суд Нью-Йорка, уже заключены мировые соглашения на разные суммы». Игорь Трунов убежден, что родственникам пилотов бессмысленно подавать в суд на МАК. «Выводы авиакомитета слишком обтекаемы, чтобы предъявлять претензии, – считает юрист. – Да и юридической силы заключение МАК не имеет». В компании S7 «НИ» заявили, что семьи погибших пилотов получили все положенные по закону выплаты.

"