Posted 9 декабря 2007,, 21:00

Published 9 декабря 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:18

Updated 8 марта, 08:18

Лапша на ушах Фемиды

9 декабря 2007, 21:00
В конце минувшей недели в Саратовский районный суд было направлено дело о заведомо ложном доносе в отношении местной жительницы – сотрудницы конфетного цеха кондитерской фабрики. В начале октября молодая девушка, потеряв мобильный телефон, написала в милицию заявление о краже, но вскоре сама призналась, что ввела следо
Сюжет
Суды

Еще в начале октября молодая сотрудница кондитерской фабрики обратилась в ОВД Саратовского района Саратовской области с заявлением о краже мобильного телефона Samsung, якобы похищенного на улице. В милиции возбудили уголовное дело по статье «кража», и следователь вызвал потерпевшую для дополнительных объяснений. Как рассказал «Новым Известиям» заместитель прокурора Саратовского района Саратовской области Максим Макарихин, конфетчицу предупредили об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Тут-то она и задумалась над тем, что теперь ей придется придумывать детали преступления, и призналась в своей хитрости. Она надеялась, что сыщики вычислят ее телефон по индивидуальному коду.

Следователь, недолго думая, закрыл дело о краже, но открыл вместо него новое – по статье 306 УК РФ «заведомо ложный донос». Так потерпевшая превратилась в подозреваемую, и теперь теоретически ей может грозить до двух лет лишения свободы. По словам Максима Макарихина, обвинительное заключение по возбужденному уголовному делу о ложном доносе было утверждено прокурором района и почти через месяц, 5 декабря, направлено для рассмотрения в Саратовский районный суд.

Профессиональные юристы относятся к горю саратовской кондитерши с пониманием, однако убеждены, что, желая вернуть дорогой сотовый телефон, женщина должна была действовать иначе. «Чаще бывает наоборот: чтобы не портить отчетность так называемыми «висяками», то есть преступлениями, которые будет сложно раскрыть, сотрудники милиции делают все, чтобы потерпевшие отказались от заявления о преступлении, – поделился с «НИ» адвокат, президент Института верховенства права Станислав Маркелов. – В данном же случае женщина действовала просто неграмотно: ей было бы проще пойти в технический центр своего оператора сотовой связи и попросить распечатку разговоров, по которой четко было бы видно, кому в последующие дни звонили с ее телефона. Наконец, она могла бы попытаться вернуть телефон за вознаграждение». Часто, по словам адвоката, люди, пытаясь уйти от кредиторов, говорят, что крупную сумму денег у них похитили, и даже организовывают «липовое» похищение. «В Москве был такой случай, – говорит Станислав Маркелов. – Мужчина, не желая платить кредиторам, попросил знакомого в кафе на виду у всех вырвать у него из рук барсетку. После этого он привлек полкафе в качестве свидетелей. Вора схватили, и против того, кто «нанял» лжеграбителя, было возбуждено дело по статье 306 УК РФ. Мужчина получил условный срок».

По рассказам Станислава Маркелова, случаи ложных донесений крайне редко вскрываются, поскольку далеко не все отказываются от идеи поморочить сыщикам голову, как это сделала саратовская конфетчица. «Да и сами по себе ложные донесения встречаются все же реже, чем дача заведомо ложных показаний свидетелями», – констатирует Станислав Маркелов. Какое-то время назад в Москве молодая девушка проходила свидетелем по делу об обвинении ее мужа в грабеже. Женщина пыталась изобрести для него алиби, рассказывая, что супруг в момент совершения преступления находился с ней. Суд расценил ее показания как придуманные, и против девушки возбудили дело по статье 307 УК РФ «заведомо ложные показания». К счастью, женщина попала под амнистию. «Здесь есть определенная непоследовательность, – объясняет «НИ» Станислав Маркелов. – В девяти из десяти случаев суд ограничивается записью в приговоре, что не доверяет показаниям супругов, и лишь в одном случае судья почему-то по своему усмотрению возбуждает против свидетеля дело».

Как сообщил «НИ» руководитель пресс-центра МВД РФ Олег Ельников, уголовные дела по статьям 306 и 307 УК возбуждаются редко. «К заведомо ложным донесениям люди, как правило, как раз и прибегают, когда хотят вернуть что-то, что потеряли в силу своей халатности, однако подавляющее меньшинство таких случаев заканчивается возбуждением против них уголовных дел, – заявил «НИ» Олег Ельников. – Вряд ли у кого-то повернется язык обвинять в этом случае милицию в сокрытии преступления».

"