Posted 9 декабря 2004,, 21:00

Published 9 декабря 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:39

Updated 8 марта, 09:39

Ученикам нужна разгрузка

Ученикам нужна разгрузка

9 декабря 2004, 21:00
Вчера правительство одобрило приоритетные направления развития системы образования в России. Выяснилось, что базовое образование в стране останется бесплатным. Но для того чтобы преподаватели могли получать достойную зарплату, часть обучения будет проходить на коммерческой основе.

За четыре года государственные расходы на образование увеличились в четыре раза, однако ожидаемого эффекта это не дало. Как признал вчера премьер Михаил Фрадков, ресурсная обеспеченность системы образования и оплата труда преподавателей остаются неудовлетворительными.

Не лучше обстоят дела и с качеством обучения. «Сегодня бизнес оценивает уровень профессионального образования крайне низко, – отметил Борис Титов, руководитель организации «Деловая Россия», объединяющей средний бизнес. – Особенно это касается начального профессионального образования и выпускников вузов, которые к реальной работе не готовы, так как у них нет практических навыков». В итоге, по его словам, предприниматели вынуждены либо дообучать специалистов самостоятельно с помощью внутрикорпоративной системы подготовки, либо оплачивать дополнительное обучение «без гарантии качества». «Бизнес фактически платит за то же, за что ранее платило государство», – подчеркнул г-н Титов.

Министр образования и науки Андрей Фурсенко сообщил, что в рамках реформы предполагается оставить бесплатным базовое школьное образование. Однако, как он отметил, допускается и дополнительный пакет услуг за отдельную плату. «Зарплаты учителей должны расти, но мы должны дать возможность учителям, учебным заведениям предоставлять какие-то услуги за плату», – сказал министр. Бесплатное высшее образование, по его заверениям, не исчезнет.

Чиновник заявил также, что нагрузка на учащихся, вполне возможно, снизится. По его словам, в российских школах она на 25–30% выше, чем в европейских. При этом качество обучения у нас отнюдь не выше. В связи с этим, считает министр, назрела необходимость уменьшения базового учебного плана образовательных учреждений.

Андрей Фурсенко рассказал также, что в 2005–2006 годах планируется расширить эксперимент по введению нормативно-подушного финансирования. Суть его в том, что на обучение каждого россиянина заранее будет выделяться определенная сумма средств, и эти деньги по всем этажам системы образования – от начального до высшего – будут «идти» за человеком в школу, колледж, техникум, вуз. В свою очередь, сумма, которую государство выделит учебному заведению, напрямую будет зависеть от числа обучающихся в нем.

Кроме того, министерство предлагает развивать систему образовательных кредитов. От обычных они отличаются льготными условиями погашения, в частности, сниженной процентной ставкой.

"