Posted 9 декабря 2004,, 21:00

Published 9 декабря 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:39

Updated 8 марта, 09:39

Включите тишину

Включите тишину

9 декабря 2004, 21:00
Шум дождя, шорох листвы, воробьиное чириканье... Это и есть голос тишины. Увы, его в столичном мегаполисе почти не слышно. Зато обыденной стала многоголосица города: большинство москвичей привыкли жить под вой автомобильных сирен, грохот моторов, хлопанье дверей лифта и лай соседских собак. Городская какофония звуков с

О чем шумит Москва?

Основной источник шума – наземный транспорт. На его долю приходится подавляющая часть – 70–90% – шумового загрязнения окружающей среды. Наиболее пораженными являются территории, прилегающие к Садовому кольцу, МКАД и основным радиальным магистралям города. Впрочем, выделить какие-то особые в этом отношении места теперь сложно – транспортный поток возрос настолько, что от монотонного звука двигателей, колес, клаксонов и проч. страдают практически все жители домов, прилегающих к автотрассам. По мнению специалистов, в зонах повышенной акустики проживают от 3 до 6 миллионов москвичей. И на их уши обрушивается поток шума, равный 90–100 дБ (децибел) в дневное время и до 70 дБ ночью. Между тем, по действующим с 1996 года санитарным нормам, уровень шума на жилой территории не должен превышать ночью 45 дБ, в дневные часы – 55 дБ.

Второе место в рейтинге «шумовиков» занимают промышленные объекты. Многочисленные заводы и фабрики «загрязняют» 10–15% городской территории. Далее по списку – железные дороги, проложенные по городской территории.

Десятую часть площади Москвы накрывают шумы сверху – от аэротрасс. Больше всего от рева самолетных турбин, естественно, страдают «спальные» районы. Теплый стан, Ясенево, Тропарево, Солнцево будоражит аэропорт «Внуково». Южное Бутово будит рокотом моторов аэропорт «Остафьево». Молжаниновский район, Митино и Зеленоград впрямую зависимы от интенсивности полетов лайнеров «Шереметьево». И, наконец, оказавшийся в черте города Тушинский аэродром. Стоит заметить, что при взлете самолетов наиболее шумных типов – ИЛ-76, ИЛ-86 – авиационный шум с максимальным уровнем 75 дБ фиксируется на расстоянии более 10 км от аэропорта. Он усиливается при неблагоприятных метеоусловиях. Так что даже безобидный спортивный планер, взлетевший над Тушинкой, будет резать слух.

Но все эти внешние звукопроявления – не последняя напасть. Так, например, горожане страдают и от звуков, исторгающихся «внутренностями» домов. Их производит инженерное оборудование зданий – лифты, тепловые узлы, бойлерные, насосные, электрощитовые подстанции. В Москве, например, насчитывается 381 жилой дом со встроенными трансформаторами. Жители этих домов активно жалуются: из-за близкого соседства с шумными механизмами в квартирах наблюдается серьезное превышение всех норм.

Нередко на уши горожанина воздействует одновременно несколько источников.

Ухо глухо

К шуму привыкнуть нельзя. В медицине даже существует термин – «шумовая болезнь». Она сопровождается гипертонией или гипотонией, значительными расстройствами деятельности нервной и эндокринной систем, сосудистого тонуса, желудочно-кишечного тракта, прогрессирующей тугоухостью. Уже при уровне шума в 50 дБ у людей нарушается сон, снижается концентрация внимания, а при уровне 65 дБ проявляются стрессовые реакции.

По мнению заведующего отделом организации надзора за источниками неионизирующих излучений городского Центра санэпиднадзора Вадима Ицкова, те уровни шума, что регистрируются специалистами на московских улицах и в домах, вреда человеку нанести не могут. Окружающий нас гомон лишает нас лишь акустического комфорта, но, к счастью, не здоровья.

Вообще же медики считают, что установить влияние шума на организм человека достаточно сложно, поскольку негативные изменения в состоянии здоровья человека проявляются не сразу. Скажем, рост болезней может наблюдаться после проживания в течение 8–10 лет под постоянным влиянием акустического загрязнения с интенсивностью выше 70 дБ.

Как показывают исследования, для слуха вреден шум, интенсивность которого превышает 90 дБ. Если вспомнить о том, что днем в мегаполисе звуки достигают такого предела на всех крупных автомагистралях, серьезность проблемы становится еще ощутимей. Кстати, уровень в 110 – 120 дБ считается болевым порогом, а уровень антропогенного шума свыше 130 дБ –разрушительный для органа слуха предел. По наблюдениям столичных врачей, в последнее десятилетие почти у всех юных москвичей к совершеннолетию серьезно ослабляется слух. Восприятие звуков у подростков падает на 5 – 20 процентов, слух у них оказывается притупленным в такой же степени, как и у 85-летних стариков!

Беруши для города

Спасти свой слух и здоровье в типовой городской квартире можно лишь одним путем: установив стеклопакеты и повесив на окна толстые плотные шторы. Будьте уверены, что в этом случае можно «отнять» у звуковой волны от 15 до 25 дБ.

Для глобальной же защиты от шумовых атак необходимо, чтобы об этой проблеме архитекторы задумались еще на этапе проектирования, а строители использовали современные материалы со звукоизоляцией и звукопоглощающими свойствами. Значительный эффект оказывает рациональная планировка застройки и благоустройство жилых районов: даже небольшая зеленая полоса кустарника вдоль дороги способна рассеять и поглотить шум, убавив 10 дБ. Строительство защитных экранов вдоль полотна убирает 16 дБ. Кстати, специалисты предложили еще одно оригинальное решение: использовать в качестве шумоизоляционных экранов гаражи- ракушки, устанавливая их рядами вдоль фасадов домов. Вдоль МКАД и 3-го транспортного кольца подобные меры приняты.

Но вот в старых районах Москвы – на Садовом кольце, центральных улицах, где существует так называемая каньонная планировка, – убавить звук сложная задача. Шум здесь достигает уровня 75–80 дБ. Единственный выход снизить акустический эффект – изменение режима движения автотранспорта, в частности безсветофорная езда машин, поскольку наибольший шум издают их двигатели при разгоне.

Еще одно проблемное место появилось в столице в прошлом году – легкое метро в Бутово. И хотя были установлены шумопоглощающие щиты-экраны и шумозащитные колпаки, выяснилось, что они изолировали звук лишь для жильцов трех нижних этажей зданий, расположенных вдоль более чем восьмикилометровой ветки. Те же, кто живет выше, оказались в зоне звукового дискомфорта. Вызванные жителями независимые эксперты подтвердили превышение санитарных норм.



КАКИЕ ЗВУКИ МЫ СЛЫШИМ?

Шелест травы – 5 дБ

Рабочая обстановка в офисе – 60 дБ

Реактивный двигатель – 130 дБ

Звук в 180 децибел вызывает усталость металла, а при 190 децибел заклепки вырываются из конструкций.

Уровень шума в 20-30 децибел практически безвреден для человека. Это естественный шумовой фон.


Справка «НИ»

Как считают специалисты, по уровню шумов хуже всего обстоят дела в Южном округе, а самым благополучным в этом смысле является Северо-Запад.


ОТ ШУМА СТРАДАЮТ И НА ЗАПАДЕ

По данным экспертов стран Организации экономического сотрудничества и развития, не менее 65% европейцев сталкиваются в своей повседневной жизни с «агрессией звука», который превышает порог в 55 дБ. Кстати, в странах ЕС санитарные нормы менее строги, чем у нас. По мнению столичных «блюстителей шума», и у нас их вполне можно было бы поднять на 10 дБ.


КОММЕНТАРИИ

Елена САВИНОВА, главный специалист Государственного природоохранного учреждения «Мосэкомониторинг»:

– Проблемами шума специалисты занимаются давно, но исследования касались больше воздействия шумов на физиологическом уровне. К акустическому загрязнению стали подходить не как к локальной проблеме, а как к общегородской лишь недавно. Так что системы шумового мониторинга в настоящее время в Москве пока нет, она только создается.

Специалисты нашей организации осуществляют регулярные рейды на передвижной лаборатории. Исследования проводятся по поручениям Департамента природопользования, по заявкам префектур и управ. Жалобы жителей тоже становятся поводом для рейдов.

Поездки с шумомером обязательно предпринимаются и на стройплощадки. Экологическое сопровождение строительства проводится для того, чтобы заранее выявить источники шума, определить их соответствие нормативам и при необходимости разработать адекватную шумовую защиту. Так, при строительстве 3-го транспортного кольца наши эксперты проверили на «шум» те участки трассы, к которым прилегают жилые кварталы. И именно по этим рекомендациям строители защищали потревоженных обитателей от звукового сопровождения глобальной стройки, а затем и трассы.

В настоящее время проводятся регулярные исследования уровня шума на территории, прилегающей к строительству нового Краснопресненского проспекта, который пройдет по территории Крылатского, Хорошево-Мневники.

"