Posted 9 декабря 2003,, 21:00

Published 9 декабря 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:48

Updated 8 марта, 09:48

Настоящий Петрович

Настоящий Петрович

9 декабря 2003, 21:00
В минувшее воскресенье на один из избирательных участков Зеленоградска Калининградской области пришел голосовать подданный Швеции, два года назад получивший российское гражданство. Для Лейфа Сёрмана эти выборы стали в России первыми.

Приморский Зеленоградск, хоть и носит гордый титул курорта федерального значения, сам по себе городишко маленький. Лейф Сёрман приехал сюда 11 лет назад, когда закрытый прежде регион распахнул свои двери для иностранцев. Калининград если и удивил журналиста из Швеции, то отнюдь не в позитивном смысле. Впечатления его можно выразить двумя словами – скучно и шумно.

Тем не менее Лейф остался в янтарном крае устраивать личную жизнь. Для полного счастья не хватало совсем чуть-чуть. Жить было негде. У жены Людмилы был свой дом, но находится он в режимной зоне, куда иностранцу хода нет. Поэтому первое время международная пара снимала квартиру в Калининграде.

Лейф вспоминает, как тяжело было первое время. Скандинавская душа рвалась к морю. А вместо этого – шум, загазованность и прочие «прелести» большого города. Кроме того, Лейф Сёрман мечтал получить российское гражданство. Но и тут не обошлось без сложностей. Еще несколько лет назад в Швеции не было закона, разрешавшего подданным страны иметь двойное гражданство. Либо ты швед, либо русский. Плюс к этому по российскому закону о гражданстве, действовавшему тогда, иностранец мог приступать к процедуре оформления только при условии, если у него есть собственное жилье.

«Я чувствовал себя очень неуверенно. Каждый год приходилось ездить в Москву, чтобы получить в МИД аккредитацию, как иностранный журналист. Это дает возможность рассчитывать на российскую визу. Однако нет никакой гарантии, что в аккредитации не откажут», – поделился г-н Сёрман.

Основания для подобных опасений были. Лейф рассказал, что его шведский коллега, также работающий в России, как-то написал статью, которая не понравилась тогдашнему министру обороны Павлу Грачеву. Генерал шумно выступил в Госдуме, и неугодного журналиста лишили аккредитации. Может, плюнул бы швед на эту российскую обидчивость и уехал к себе на родину. Но он, как и Лейф, полюбил русскую женщину. Так что семейными проблемами журналиста тогда пришлось заниматься премьер-министрам Швеции и России. В итоге аккредитацию, а затем и визу соотечественнику Сёрмана дали.

У самого Лейфа в конечном счете также все сложилось хорошо. Сначала шведский парламент разрешил практику двойного гражданства, а вскоре они с Людмилой приобрели в Зеленоградске жилье. Так что потомок викингов, наконец, получил то, чего ему так не хватало, – море в двух шагах от дома. Дальше процедура получения российского гражданства стала делом техники. Вид на жительство, затем собственно гражданство. Это случилось два года назад.

Лейф достает свой российский паспорт. В нем, как у всех россиян, кроме имени и фамилии, значится отчество – Петрович.

«В Швеции нет отчества, – развеял мое удивление сам Петрович. – А в России есть. Поэтому я, еще не получив гражданства РФ, внес изменения в свой шведский паспорт». Имя отца Лейфа – шведский аналог имени Петр. Так что Лейф Сёрман – самый настоящий Петрович.

Для большей полноценности Лейфу пришлось еще и российский загранпаспорт получить. Так что теперь он, как любой житель Калининградской области, имеет право на получение бесплатных литовской и польской виз.

Впрочем, шутки шутками, а встретились мы по достаточно серьезному поводу. Лейф, привыкший больше десяти лет наблюдать за российскими выборами как иностранный корреспондент, впервые принял в них участие, как гражданин России. Пришел на избирательный участок вместе с женой Людмилой. Пока супруга голосовала, выяснилось, что Лейфа, как и многих юных зеленоградцев, пришедших голосовать впервые, в списках избирателей не оказалось. Пришлось заносить столь необычные для российского гражданина инициалы – Сёрман Лейф Петрович в «авральную» ведомость. Но теперь швед с подобной проблемой больше не столкнется. Если только не решит отказаться от российского гражданства, конечно.

"