Posted 10 ноября 2020,, 16:16

Published 10 ноября 2020,, 16:16

Modified 7 марта, 14:16

Updated 7 марта, 14:16

Телевизор объявил победу Байдена крахом американской демократии

Телевизор объявил победу Байдена крахом американской демократии

10 ноября 2020, 16:16
Телевизор мрачно воспринял пока еще не объявленную официально победу Байдена над Трампом, и это очень странно. Ведь победу Трампа он, Телевизор, в свое время анонсировал сразу же, как только появились первые результаты, хотя раскол на трампистов и антитрампистов четыре года назад был почти точно таким же, как и сегодня

Сергей Митрофанов

Вторая странность заключается в том, что победа Байдена объявляется Телевизором крахом американской демократии, но почему Телевизор так за это переживает – непонятно. Казалось бы, раз у геополитического конкурента навернулась их демократическая система, вот же повод для радости! Мы все им доказали: что наш путь правильный, подсчеты голосов верифицированы, а их – неправильный, и голосуют покойники. Самое время пить шампанское. Но все почему-то выглядят очень расстроенными.

Особенно расстроен выборами в США заместитель фракции Справедливой России в Думе Олег Нилов. Буквально жжет их праведным гневом. Потешные, грит, выборы, реслинг. Однако, критикуя Штаты, он не останавливается на достигнутом, а идет дальше и начинает критиковать систему выборов вообще везде в мире. Везде, мол, они стали манипулятивными, даже в России, везде неправедные, а спасти положение может только русская соборность, к сожалению, русскими практически утраченная или же врагами оболганная и подорванная.

Впрочем, до тех пор, пока Нилов не стал «топить» за соборность, все ему кивали, но идея в дальнейшем выбирать «выкрикиванием царя на площади» как-то не получила поддержку в студии, тем более, что Нилов сгоряча в «кризисные демократии» записал и Россию. И дело тут даже не в том, что трудно собрать «собор» в 146 млн. человек, но и в том, что к тем первоначальным классическим «соборам» тоже всегда были вопросы.

Вот как описывал «собор» Алексей Толстой:

«Из толпы крикнули: -- Хотим Петра Алексеевича...

И еще хриплый голос: -- Хотим царем Ивана...

На голос кинулись люди, и он затих, и громче закричали в толпе: "Петра, Петра!.."

Или же:

«-- Оттаскивай, не бойся, рви его, -- кричали стрельцы, подняв копья, -- кидай нам!

Оттащили царицу, отшвырнули Петра, как котенка. Огромное тело Матвеева с разинутым ртом высоко вдруг поднялось, растопыря ноги, и перевалилось на уставленные копья.

Стрельцы, народ, мальчишки (Алексашка с Алешкой) ворвались во дворец, разбежались по сотням комнат. Царица с обоими царевичами все еще была на крыльце, без памяти. К тем, кто остался на площади, опять подошли Хованский и Голицын, и в толпе закричали:

-- Хотим Ивана царем... Обоих... Хотим Софью... Любо, любо... Софью хотим на царство... Столб хотим на Красной площади, памятный столб, -- чтоб воля наша была вечная...»

Иными словами, традиция русского собора всегда соседствовала с традицией «вежливых стрельцов», и есть подозрение, что так она и будет перенесена в будущее в ниловском варианте, ежели «соборность» возродится.

Но вернемся к Байдену. Согласно версии Телевизора (ее поддержали все, кроме журналистов «Коммерсанта») «стрельцов» в Америке заменили американские СМИ. Именно они «выкрикнули Байдена на царство», узурпировав власть народа. Точно так же, как в Белоруссии они выкрикнули Тихановскую. Причем аналогия эта напрашивается и на развитие: в Белоруссии «выкрикиванию» противостоит Лукашенко, а в Америке – американский Лукашенко, Трамп.

Кстати, о Трампе так в последнее время и говорили, что он американский Лукашенко, изображая его на карикатурах как бы с сыном и автоматом. Новшество Телевизора, однако, заключается в том, что в данном случае это положительная коннотация.

Итак, претензия к американским СМИ, что они «выкрикнули» Байдена на опережение и вообще были очень политизированы. Но ведь СМИ и у нас всегда раньше называли «четвертой властью». В последнее двадцатилетие, правда, эта «власть» в России либо потеряла свою аудиторию, либо перешла в режим «чего изволите», прям как парикмахерские. И понятно, что, глядя на Америку, кого-то из власть имущих может беспокоить, что американские СМИ – по-прежнему системная сила. Чего доброго, так и в России олигархи решат повторить успех. Однако не странно ли нам, бывшим журналистам, предъявлять к ним такие претензии? Тем более, что избиратели в Америке все равно отдают свои голоса вполне свободно, что за Трампа, что за Байдена. В прошлый раз – за Трампа, в этот раз – за Байдена. А то, что к Трампу и изначально были большие претензии и он очень многих раздражал, так это никогда не скрывалось.

Опять же не случайно победа Байдена вызвала реальный энтузиазм у НАТО и у всех союзников Америки, которые, в отличие от Путина, поспешили поздравить (возможно, опережая протокол) нового президента Америки. Именно эта наглядно демонстрируемая солидарность очень многих политиков и структур позволила обозревателю «Коммерсанта» Сергею Строканя сказать такую фразу: «Мне жаль российскую армию трамполюбов». Ибо они продолжают жить в прошлом, хотя будущее уже постучалось в виде Демократической партии. С этим будущим придется выстраивать отношения (Алексей Наумов, заместитель заведующего отделом внешней политики «Коммерсанть»), в которых больше надежды на Байдена, нежели на «вплывающих в его кабинет ястребов».

Но Телевизор пока не устает так или иначе подрывать репутацию Байдена. Наверно, такая мысль заключалась и в архивном показе Байдена на встрече с Громыко. В Америке Байдена упрекают в том, что он приветил троцкистов, а программа Демократической партии чуть ли не социалистическая (*коннотация: это плохо). Одна русская трампистка так и написана: «А вот представьте себе, что побеждают левые в Штатах, и США становится большой Венесуэлой с ядерным арсеналом... Вот радости будет у антитрампистов!». Телевизор же действует в русле этого навета, игнорируя более-менее вменяемых экспертов. И вот, пожалте, архивная съемка. «Молодой республиканец Байден на встрече с Громыко». Очевидно, эти две мысли способны создать некий резонанс. Может, и Байден завербован Советами еще в коммунистические годы? Очевидно, это просто издевательство, которое будет широко использовано арьергардными пропагандистами.

"