Posted 10 ноября 2008,, 08:33

Published 10 ноября 2008,, 08:33

Modified 8 марта, 07:54

Updated 8 марта, 07:54

Что произошло на «Нерпе» (ВЕРСИИ)

Что произошло на «Нерпе» (ВЕРСИИ)

10 ноября 2008, 08:33
Что произошло на «Нерпе» (ВЕРСИИ)

Продолжается расследование причин аварии на атомной подводной лодке (АПЛ) в Японском море. Напомним, 8 ноября на новой атомной подводной лодке, еще не принятой в состав ВМФ России, во время заводских ходовых испытаний произошло несанкционированное включение автоматизированной системы пожаротушения. В результате аварии погибли 20 человек, из них трое военнослужащих, 17 гражданских. В результате инцидента пострадал 21 человек, сейчас они находятся в госпитале. Подлодка своим ходом прибыла на базу.

Версии:

Следствие считает, что говорить об окончательных причинах ЧП на атомной подводной лодке можно будет только по завершении экспертиз.

Однако эксперты уже высказывают мнение, что причиной трагедии мог стать человеческий фактор.

Высокопоставленный представитель Главного штаба ВМФ России сказал РИА Новости, что атомная подлодка «Нерпа» находилась на глубине, когда на ее борту произошло нештатное срабатывание системы пожаротушения, и подводники не могли самостоятельно покинуть задраенные и загазованные отсеки.

«Почему не все подводники воспользовались портативными дыхательными аппаратами - должна установить специальная комиссия», - сказал источник.

«Можно предположить, что подводники не заметили поступления газа, а когда ощутили, было уже поздно», - добавил он.

Обычно при срабатывании системы пожаротушения поступает сигнал тревоги, так называемый ревун, который предупреждает экипаж об опасности поступления газа.

Авария могла быть следствием неоправданно высокой автоматизации на лодках подобного типа и организационных проблем при проведении испытаний, считает бывший подводник, капитан первого ранга запаса, главный научный сотрудник института проблем морских технологий ДВО РАН Геннадий Илларионов.

По его словам, эти лодки большого водоизмещения - более восьми тысяч тонн, а экипаж всего около 70 человек. «На лодках военно-морских сил США подобного типа экипаж в два раза больше. К сожалению, наши конструкторы в этом случае надеются на автоматику», - сказал Илларионов.

По его мнению, причиной гибели людей на субмарине могла стать их слабая профессиональная подготовка, так как на АПЛ находилось очень много гражданских лиц.

Особенностью фреона, которым заправлены системы пожаротушения, является то, что он быстро прекращает соединение горючего материала с кислородом, но при этом очень ядовит. «В малой концентрации он вызывает опьянение, а в более масштабных - летальный исход», - сказал Илларионов.

По его словам, при подаче этого огнегасителя все опытные подводники тут же надевают персональное дыхательное устройство (ПДУ). Экипаж обязан не только постоянно носить это устройство при себе, но и уметь пользоваться им. «Эти действия доводятся подводниками до автоматизма. Дышать этим аппаратом можно в течение 20 минут», - рассказал эксперт.

«Не исключаю, у кого-то из гражданских не было ПДУ, а если и были, то ими не умели пользоваться», - заметил он.

ПДУ является системой замкнутого дыхания, и если человек ни разу не опробовал ее, то в экстренном случае он не сможет ею воспользоваться, пояснил он.

Бывший подводник считает, что подобная авария, тем более если она произошла в носовом отсеке, не является серьезной для такой лодки. «Такая авария отношений к ядерной энергетической установке не имеет... Это не тяжелая авария для подобной АПЛ. Очень жаль, что погибло и пострадало большое количество людей», - сказал эксперт.

По его словам, произошедшая авария может быть признаком системных проблем организации испытаний - в это время на лодке находятся военные и гражданские специалисты, и такую массу народа очень трудно организовывать.

«Во времена СССР мы в год сдавали по три-пять подводных лодок, а сейчас одну лодку в пять лет. Люди забыли об осторожности и утратили специальные навыки. К сожалению, мы утратили кадры и драгоценнейший опыт в этой области», - сказал Илларионов.

Атомная подводная лодка «Нерпа» (К-152, проект 971, класс «Щука-Б»), которая относится к подлодкам третьего поколения, была заложена на заводе в 1991 году. Водоизмещение субмарины составляет 8140/12770 тонн, максимальная скорость - 30 узлов, максимальная глубина погружения - 600 метров, автономность - 100 суток, экипаж - 73 человека, вооружение - 4 торпедных аппарата 533 миллиметров, 4 торпедных аппарата 650 миллиметров.

Амурский судостроительный завод начал работать в 1936 году. За 72 года здесь было построено 270 судов и кораблей, в том числе 56 атомных подводных лодок.

"