Posted 9 ноября 2005,, 21:00

Published 9 ноября 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:29

Updated 8 марта, 09:29

Россия мигрантская

9 ноября 2005, 21:00
Россия мигрантская

Кубань, которую часто называют «краем ста народов», все же довольно однородна по своему составу, передает наш собкор в регионе Сергей ПЕРОВ. Больше четырех пятых ее населения составляют русские. Единственная крупная община – это армяне: по данным руководителя центра этнополитологических исследований Тиграна Тавадьяна, в реальности армян здесь около 450 тысяч человек. Все остальные национальные общины и группы в масштабах 5-миллионного Краснодарского края незначительны и не превышают 10–15 тыс. человек. Но численность диаспоры и ее конфликтный потенциал – вещи разные.

«В последнее время люди стараются чаще решать межнациональные проблемы не путем погромов, а через суд, – считает эксперт Михаил Савва. – Впрочем, и погромы все чаще принимают организованный характер, напоминая полицейские операции».

Ситуацию, подобную французской, представить на Кубани сегодня не просто трудно, а невозможно. В каждом районе действует казачья организация с народной дружиной. В случае столкновений на межнациональной почве казаки прибывают из разных районов на своем транспорте. Часто унять дружинников с примкнувшими к ним добровольцами власти успевали только с помощью ОМОНа. При этом казаки в последнее время стали называть себя «частью гражданского общества».

В Приморье проживает 128 национальностей и 15 входящих в них этнических групп, сообщает наш собкор Дмитрий КЛИМОВ. Русских – 90%, за последние 15 лет их стало на 5% меньше. За это же время в крае в 2,1 раза (на 9,4 тыс. чел.) увеличилось число корейцев. Также в 2,4 раза (на 3,3 тыс. чел.) увеличилось число армян – с 2,4 до 5,6 тыс. Азербайджанцев стало больше в 1,5 раза – их зарегистрировано 4,4 тыс. человек. Китайцев больше всего во Владивостоке, Уссурийске, Пограничном. Корейцев – в Находке. На севере края больше коренных народов – нанайцев, удэгейцев. Кавказцы в основном живут в крупных городах – Владивостоке, Уссурийске, Находке.

Северные корейцы заняты строительством, ремонтом зданий и сельским хозяйством. Китайцы – торговлей, строительством, сельским хозяйством, держат рестораны. Кавказцы контролируют часть общепита, торгуют овощами и фруктами.

На Камчатке диаспор довольно много: целое семейство кавказских народностей, китайцы, передает наш корреспондент Екатерина КОЛЧ. Можно смело утверждать, что почти половина мелкого торгового бизнеса и солидная часть среднего давно принадлежит кавказцам. Самая сильная, но и самая обособленная диаспора – армяне. Им принадлежит сеть самых крупных супермаркетов, ликероводочный завод, другие объекты бизнеса в Петропавловске и окрестных городах. У камчатских армян самый яркий и узнаваемый лидер – Рашид Шамоян является депутатом облсовета, активно занимается благотворительностью, а неделю назад чуть не выиграл выборы мэра в городе Елизово. Остальные народности, населяющие Камчатку, с кавказцами уживаются мирно. Межнациональные конфликты вспыхивают редко, ограничиваясь пьяными драками.

Волгоградская область – один из регионов России, куда приток нелегальных эмигрантов возрастает с каждым годом, сообщает собкор «НИ» Станислав АНИЩЕНКО. Причем едут как из азиатской части бывшего СССР, так и из дальнего зарубежья. Приехав в Россию, нелегалы сразу начинают подтягивать к себе многочисленных родственников. На фоне хиреющих русских деревень компактные этнические поселения быстро растут. Так, в Тракторозаводском районе Волгограда компактно соседствуют китайская (по неофициальным данным, порядка 2000 человек) и афганская (около 250 человек) диаспоры. Кировский район облюбовали вьетнамцы, которых в Волгограде порядка 4–5 тыс. Расположенное по соседству с Волгоградом Городище сейчас представляет целый интернациональный поселок – это центр таджикской и узбекской диаспор, там же проживает значительное число выходцев из стран Юго-Восточной Азии.

Азербайджанцы контролируют на всех рынках Брянска минимум две трети овощной продукции, сообщает корреспондент «НИ» Николай СИМОНОВ. Если еще лет пять назад кавказские брянцы специализировались исключительно на южных плодах, то теперь все большее значение для их бизнеса приобретает перекупка овощей и фруктов у селян. Один из фермеров Новозыбковского района с грустью поделился с корреспондентом «НИ»: «В восьмидесятых Брянщину как называли? Картофельное поле Союза. А теперь я и на рынок свою выращенную горбом тонну картошки не отвезу. Азербайджанцы не позволят. Поэтому теперь у нас картошка дороже, чем у соседей…» Для справки – октябрьская цена на второй хлеб на брянских рынках составляла 5–6 рублей. В соседнем Орле картофель можно было купить за 4 рубля. В Калуге за 3.

В Воронеже зарегистрировано 16 национальных диаспор, передает Роман ПРЫТКОВ. Власти считают, что они представляют интересы почти всех народов, проживающих в городе. К национальным диаспорам в Воронеже относятся, с одной стороны, весьма толерантно, а с другой – многое свидетельствует о том, что всерьез их все же не воспринимают. При областной Общественной палате несколько лет работает Комитет по делам национальностей. Однако Общественную палату многие считают лишь пародией на институт гражданского общества, не имеющей реальной власти. Формально на принятие важных для жизни области решений национальные диаспоры влияния почти не оказывают. Но строительство мечети в центре города пролоббировать могут.

В Ростовской области официально зарегистрированы еврейская, армянская, чеченская, корейская диаспоры, сообщает наш корреспондент Илья МАЛАХОВ. По поводу азербайджанской, дагестанской, вьетнамской, китайской, татарской – точных официальных сведений нет. Еврейской, армянской, чеченской, корейской диаспорами официально руководят коммерсанты. На деле же (как, например, в случае с армянской диаспорой) нередко доминируют бандиты из числа спортсменов. Официальную информацию о степени представительства диаспор в органах власти получить не удалось. Однако известно, что большое количество местных азербайджанцев служит в правоохранительных органах Ростовской области (иногда складывается впечатление, что милиция укомплектована ими на 50–60%). Причем нередко представители этой диаспоры занимают весьма крупные посты в МВД, УБОП и УБЭП.

В Нижегородской области проживают более 70 тыс. мигрантов из числа национальных меньшинств. По данным нашего собкора Сергея АНИСИМОВА, преобладают курды, азербайджанцы, армяне, чеченцы и грузины. Многие бежали из зон этнических конфликтов и войн на Кавказе и в Средней Азии. Три четверти не имеет российского гражданства, вида на жительство и регистрации. Для идентификации личности многие до сих пор используют паспорта СССР. В Нижнем Новгороде проживает самая большая в России диаспора езидов – более 9 тысяч человек. Так называет себя этноконфессиональная группа курдов, выходцев из Закавказья и Малой Азии. По данным нижегородского управления ФСБ, на территории региона сейчас проживают 120 чеченцев. За каждым из них установлен чекистский контроль.

Петербург – один из самых многонациональных российских городов. Счет только официально зарегистрированных и работающих диаспор идет на десятки, сообщает собкор «НИ» Мария СЕЛЕЗНЕВА. Однако многие иммигранты живут в Питере на полулегальных основаниях. По данным прокуратуры, в Северной российской столице постоянно находятся минимум 150 тыс. нелегалов. Большинство из них трудятся на стройках и рынках. Некоторые эксперты считают, что гастарбайтеры представляют потенциальную опасность для общества и являются «бульоном, где варятся экстремистские элементы».

«Назвать точное количество мигрантов в Ульяновской области проблематично. По нашим данным, их более 13 тысяч, хотя эта цифра довольно «подвижная», – сообщил корреспонденту «НИ» Михаилу БЕЛОМУ заместитель начальника регионального Управления по делам миграции Владимир Сергеев. Собеседник «НИ» признается: мизерное количество приезжих обращаются за необходимым разрешением на трудовую деятельность, большинство предпочитают работать незаконно.

Кстати, на днях научно-исследовательский центр «Регион» огласил результаты проведенного в Ульяновске исследования среди студентов местных вузов на предмет бытовой ксенофобии. Оказалось, что большинство студентов толерантно относятся к своим коллегам-иностранцам, но одновременно с этим враждебно настроены по отношению к приезжим из республик бывшего СССР и стран СНГ. «По результатам проведенного исследования, наибольшее раздражение у 55% респондентов вызывают люди так называемой кавказской национальности», – заявила социолог Елена Архипова.

"