Posted 9 ноября 2004,, 21:00

Published 9 ноября 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:38

Updated 8 марта, 09:38

Утопия Моцарта

Утопия Моцарта

9 ноября 2004, 21:00
Московский государственный камерный музыкальный театр под руководством Бориса Покровского провел фестиваль опер Моцарта, показав шесть спектаклей.

Это уникальное событие – немногие театры страны сегодня могут гордиться наличием в репертуаре опер Моцарта в таком количестве. Музыка Моцарта при всей ее кажущейся легкости, гармоничности и простоте очень сложна и требует от исполнителей высокого вокального и актерского мастерства. Перу композитора принадлежат около двадцати опер. Обычно для постановок театры выбирают из трех-четырех названий, ставших шлягерами: «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта». Московский Камерный театр представляет Моцарта не только его вершинными сочинениями, но и ранними, представляя композитора как целостное живое театральное явление.

В программу фестиваля на Никольской вошли юношеская опера-зингшпиль «Бастьен и Бастьенна», которую Моцарт написал в 12 лет, «Директор театра», «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро», «Так поступают все женщины» и «Волшебная флейта» – это моцартовская лебединая песня. Этот фестиваль – результат почти тридцатилетней работы коллектива. В 1975 году в репертуаре появляется редко исполняемая одноактная комическая опера «Директор театра». В основе ее сюжета – театральные интриги и борьба оперных примадонн за успех у публики и деньги. В 1987 году Камерный не побоялся взяться за «Дон Жуана», который имел множество сценических интерпретаций на крупнейших сценах мира, где блистали мастерством величайшие певцы. В Камерном театре нет мировых звезд, и на них никогда не делалась ставка. И тем не менее «Дон Жуан» много лет удерживается в репертуаре, прежде всего потому, что Борису Покровскому удалось создать спектакль, адекватный задачам моцартовской оперной реформы. Человеческие характеры у Моцарта не сводятся к одному определяющему качеству, как это обычно бывало у более ранних оперных композиторов. Персонажи Моцарта внутренне сложны и многогранны. Смешивая комическое и трагическое, сопоставляя низменное и возвышенное, Моцарт невероятно расширил познание человека в музыке. В постановке Покровского на сцене действуют не картонные носители добра и зла, а живые любящие и страдающие люди.

В 1989 году театр, освоив очередную вершину, вдруг обращается к раннему Моцарту, ставя «Бастьена и Бастьенну». Впрочем, слово «вдруг» для камерного музыкального не подходит. Открытие нового – его магистральная линия. Именно с ней связан шумный успех театра в 60–80-х годах, когда наряду с классикой сюда пришла новая музыкальная драматургия. В 1999-м Камерный музыкальный продолжил моцартовскую линию, поставив комическую оперу «Так поступают все женщины». А в 2001 году – «Свадьбу Фигаро». И, наконец, премьерой последней оперы композитора – «Волшебной флейты» – в сентябре 2004 года открывается Моцартовский фестиваль на Никольской. Обращу внимание, что все оперы исполняются на языке оригинала.

"