Posted 9 октября 2014,, 20:00

Published 9 октября 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:25

Updated 8 марта, 04:25

Научить учиться

Научить учиться

9 октября 2014, 20:00
Как считают психологи, половина ученических отказов идти в школу объясняется плохими отношениями с учителями, еще четверть – конфликтами с одноклассниками, а остальные связаны с переутомлением, плохой успеваемостью и недостаточной мотивацией. Давайте разберемся, что с эти делать и чем помочь ребенку.

Ребенок ненавидит ходить в школу, каждое утро заводит одну и ту же песню: «Мам, можно я сегодня дома останусь?» Не сердитесь на него, не выпихивайте за дверь со словами: «Бери портфель и вперед – это не обсуждается!» Попробуйте выяснить, что с ним происходит, чем вызвано нежелание школьника идти в класс.

Психологи советуют родителям удовлетворять просьбу школьника пропустить занятия, если она звучит не слишком часто – раз-другой в месяц. Дети тоже устают от учебы, им не хватает выходных, чтобы восстановить силы, особенно если эти самые выходные проходят за выполнением домашних заданий.

Невыспавшийся, хронически усталый ребенок, насильно выдворенный в школу, непременно подхватит простуду и в итоге проведет дома вместо одного дня десять. Другое дело, если чадо постоянно отлынивает от учебы. Важно установить причину такого поведения, а не списывать его на лень. Проблема может оказаться гораздо серьезнее, чем кажется.

Личный опыт

Вспомните себя в школьном возрасте. Вы обожали литературу, потому что ее преподавала феерическая Нелли Сергеевна, превращавшая каждый урок в незабываемое шоу. И ненавидели алгебру, потому что математичка на каждом уроке твердила, что вы непременно завалите экзамен...

Процесс усвоения знаний тесно связан с эмоциями. Если они положительные, материал легко усваивается. Вот почему так важны отношения с учителем: если они сложились, на его урок бежишь, как на праздник, ждешь его с нетерпением и думаешь: «Скорей бы воскресенье закончилось!». А когда отношения с педагогом хуже некуда, не только в класс идти не хочется, но и учебник лишний раз открыть рука не поднимается.

Расспрашивайте ребенка вечером, как прошел его день в школе. Ему некомфортно в классе какого-то преподавателя? Поговорите с этим педагогом, поищите к нему «ключик», словом, помогите школьнику выстроить отношения с нелюбимым учителем. Умение ладить со всеми, в том числе и с не очень приятными людьми, – ценнейший навык, в жизни пригодится. Ну а если коса нашла на камень, может, стоит перевести чадо в другой класс или даже в другую школу? Это намного лучше, чем переживать из-за двоек в дневнике и лечить ребенка от невроза.

Один против всех

У каждого в школе – свое амплуа, причем роли распределяются на первом году учебы, а потом изменить что-либо бывает очень трудно. Хорошо, если вашему чаду досталась майка лидера, с которого все берут пример, или статус умницы, к которому каждое утро выстраивается очередь одноклассников списать решение заданной на дом задачки. А если над вашим ребенком потешаются, как над клоуном, осуждают, как хулигана или используют в качестве мальчика на побегушках, когда остальным ребятам неохота напрягаться?

Ролевой конфликт без участия классного руководителя (а зачастую и школьного психолога) тоже не разрулить. Ведь это учитель, как правило, навешивает ярлыки ученикам и во многом формирует их отношение друг к другу. Может, например, поощрять самого умного в классе, чтобы остальные подтягивались до его уровня, а может систематически высмеивать его как выскочку. Не секрет, что всезнайки, развивающиеся с опережением и владеющие предметом чуть ли не лучше самого учителя (тем же английским языком, например), педагогов крайне раздражают, и те стремятся поставить их на место, сделав объектом насмешек.

Ролевую сетку перестроить крайне тяжело – проще начать все заново на новом месте, то есть в другом классе или школе. Ваше чадо опережает сверстников по части знаний? Переведите его в гимназию для одаренных детей или попробуйте домашнее обучение. Да и к двоечнику нужен особый подход – чтобы в классе было человек десять, не больше, и каждому учитель мог уделить внимание: подробно объяснить, а не только спросить материал.

В конечном итоге не так уж важно, с какими оценками ребенок окончит школу (одной тройкой больше, одной меньше!), а вот то, в какой эмоциональной атмосфере он проведет эти 11 лет, имеет первостепенное значение для формирования его психики и последующей социальной адаптации.

Долой обязаловку!

Ребенок относится к школе так же, как его родители к работе. Заставляете себя идти в офис через силу? Не ждите, что ваше чадо побежит на занятия вприпрыжку! Любить дело, которым ты занимаешься, болеть за него, испытывать к нему интерес – научить детей всему этому можно лишь на собственном примере. Работаете исключительно ради зарплаты, потому что надо семью кормить? Ну а вашему ребенку за пятерки никто не платит, поэтому у него мотивация к учебе вообще отсутствует.

Найдите себе дело по душе, а своему чаду – школу по интересам (с театральными или художественными классами, например), и все изменится.

Научить ученого

За нежеланием учиться, которое взрослые расценивают как проявление лени, зачастую скрывается неумение извлекать знания. Ведь тому, как правильно учиться, ребенка тоже нужно научить! Многие первоклассники (а зачастую и детки постарше) не готовы к учебе по объективным причинам – в силу своей психологической незрелости, логопедических или неврологических проблем – дислексии, дисграфии, гиперактивности, синдрома нарушенного внимания… В таких случаях необходима консультация соответствующих специалистов.

"