Posted 10 октября 2011,, 09:43

Published 10 октября 2011,, 09:43

Modified 8 марта, 05:59

Updated 8 марта, 05:59

Дискаунтер «Авианова» выполнил «крайний» рейс

Дискаунтер «Авианова» выполнил «крайний» рейс

10 октября 2011, 09:43
Дискаунтер «Авианова» выполнил «крайний» рейс
Сюжет
Авиация

Российский low-cost авиаперевозчик «Авианова» в 00.01 мск понедельника прекратила перевозку пассажиров из-за финансовых проблем, вызванных конфликтом акционеров. Из-за всего этого в последнее время у «Авиановы» происходили задержки и отмены рейсов, а долг компании перед клиентами составляет около $5 млн. рублей, но руководство дискаунтера обещает вернуть все деньги. Не исключено, что нишу одного из крупнейших российских авиадискаунтеров могут занять несколько компаний.

«В связи с ухудшением финансово-экономического состояния авиапредприятия ООО «Авианова» прекращает регулярные пассажирские перевозки с 00.01 московского времени 10 октября 2011 года», - говорится на сайте авиакомпании. «Крайний рейс» компании, как говорят пилоты, «Авианова» выполняла в ночь на понедельник по маршруту Москва-Ростов-на-Дону-Москва.

Всем пассажирам, рейсы которых были отменены, обещают вернуть деньги за авиабилеты «по упрощенной схеме». Отметим, что в руководстве авиакомпании неделю назад говорили о том, что долг перед пассажирами по проданным билетам составляет около 5 млн. долларов (около 68 тыс. билетов). По данным авиакомпании, с 3 по 29 октября она должна была выполнить 952 рейса и перевезти 67834 пассажира, а в зимний сезон с 30 октября по 24 марта - выполнить 1848 рейсов и перевезти 12820 пассажиров.

Исполняющий обязанности гендиректора авиакомпании «Авианова» Константин Тетерин говорил, что за неделю авиакомпания планирует перевести более 27 тысяч пассажиров, но в период с 3 по 7 октября «Авианова» выполнила только 129 рейсов и перевезла 11926 пассажиров. За последнюю неделю мы перевезли порядка 27 тысяч человек, обзвонили пассажиров, оповещая об отмене рейсов и возврате денежных средств за билеты, и начали собирать заявки на возврат денег», - рассказал «Вести» управляющий директор ООО «Авинова» Константин Тетерин. Держателям билетов предлагается отправить в адрес компании сведения о номере бронирования, номере рейса, ФИО пассажиров и способе оплаты. Процедура полностью прописана на сайте компании.

Кроме того, Росавиация уже сообщила о готовности выплатить пассажирам 150 млн. рублей в качестве госгарантий в случае, если авиакомпания не выполнит свои обязательства.

Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина сообщала, что приостановка операционной деятельности авиакомпании «Авианова» не приведет к возникновению больших проблем у туристов, так как сезон массовых отпусков уже завершен. Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе отметила, что прекращение деятельности «Авиановы» негативно сказывается в целом на туристическом рынке, но добавила, что значительных проблем с туристами не будет.

Финансовая неразбериха

Финансовые проблемы у «Авиановы» проявились в начале года. Сообщалось, что кризис вызван долгами по лизинговым платежам за самолеты Airbus 320.

Слухи о том, что в компании существуют серьезные разногласия между основными акционерами компании - инвестиционной компанией А1 (входит в «Альфа-Групп») и американским инвестфондом Indigo Partners - усилились после ухода из «Авиановы» Эндрю Пайна. Он фактически управлял этим проектом, однако не имел в компании никаких официальных должностей, поскольку российское авиационное законодательство запрещает иностранцам занимать руководящие посты, пишет РИА Новости. По данным СМИ, Пайна поддерживал Indigo Partners, го российские акционеры «Авиановы» выступали против его методов управления, а в целом этот конфликт был отражением серьезных разногласий между акционерами по поводу дальнейшего развития дискаунтера.

Летом у «Авиановы» одна за другой пошли задержки рейсов - из Сочи, Екатеринбурга, Тюмени, Перми, Краснодара и других городов, куда летал дискаунтер. Арбитражный суд нашел пять правонарушений в деятельности предприятия, на авиакомпанию был наложен штраф в сумме 150 тыс. рублей. «Предыдущий управляющий директор компании - гражданин Великобритании - злостно нарушал российское законодательство. Из-за этого у нас были проблемы с возвратом билетов. Мы предоставляли заранее невыполнимые перевозки, так далее, и тому подобное. Мы абсолютно согласны с решением арбитражного суда», - признал Константин Тетерин.

Также в компании говорили о том, что проблемы у «Авиановы» произошли из-за неправильных коммерческих расчетов и неверной политики ценообразования, хотя цены для путешествующих экономическим классом, пассажиров вполне устраивали. «Студентов очень много летало. Вот у меня сейчас сын студент, так ему пришлось сдавать билеты и доплачивать 5000 рублей», - рассказала «Вестям» одна из клиенток компании. Другой пассажир пояснил: «Даже если ты не полетел вовремя, то все равно чувствуешь, что это оправдано тем, что заплатил вдвое меньше, чем на других рейсах». Например, слетать из Москвы в Сочи и обратно можно было за 3 тысячи рублей, в Ростов-на-Дону - за 4 тысячи.

Теперь пилотам, бортпроводникам и диспетчерам «Авиановы» придется искать другую работу. «Радости мало, сожаление, досада, потому что жалко расставаться с авиакомпанией и с пассажирами», - призналась диспетчер компании Татьяна Келишева. «Авианова» была практически единственным оператором в терминале «В» аэропорта Шереметьево, обеспечивая пассажиропоток около миллиона человек в год. Сообщается, что после остановки деятельности лоукостера, «Аэрофлот» планирует перебазировать туда свои дочерние компании. Сейчас решается, какие именно это будут компании. Скорее всего, это могут быть «Нордавиа» и «Донавиа», а так же «Оренбургские авиалинии» и «Владивостокавиа».

«Авианова» надеется вернуться

Впрочем, «Авианова» и ее российский акционер рассчитывают, что авиакомпании только приостановят сертификат эксплуатанта, и она сможет продолжить работу после решения финансовых проблем, связанных с выплатой денег по контрактам на лизинг самолетов А-320. В свою очередь Росавиация заявляет, что «Авианова» должна выполнить все обязательства перед пассажирами. Сценарий авиакомпании «Континент», когда сотни людей столкнулись с отменой рейсов, и их пришлось за счет бюджетных денег развозить другим авиакомпаниям, повториться не должен.

Сама «Авианова» и ее российский акционер инвестиционная компания А1 рассчитывают, что авиакомпании только приостановят сертификат экплуатанта, однако нельзя исключить и его аннулирования. При этом в Росавиации заявляют, что авиакомпания должна выполнить все обязательства перед своими пассажирами,

Следует отметить, что положительные для «Авиановы» последствия может иметь поручение президента РФ Дмитрия Медведева до 1 февраля 2012 года подготовить меры для субсидирования лизинга гражданских самолетов, соответствующих современным требованиям к летной годности. Причем президент настаивает на том, чтобы субсидии давались на лизинг любого лайнера вне зависимости от страны производства – российского или иностранного. Соответствующее распоряжение Медведев дал в числе мер по повышению безопасности полетов после катастрофы Як-42 под Ярославлем.

Напомним, что «Авианова» начала свою работу в 2009 году российской инвестиционной компанией «А1» (входит в «Альфа-групп») и американским инвестфондом Indigo Partners.

Компания оперирует парком из шести судов А-320. По данным Росавиации, за восемь месяцев 2011 года авиакомпания перевезла 866 тысяч пассажиров, заняв 12 место среди российских авиакомпаний по этому показателю.

Маршрутная сеть «Авиановы» охватывала европейскую часть России, Урал и Западную Сибирь. В 2011 году авиакомпания получила разрешение на выполнение регулярных рейсов по трем международным маршрутам и чартеров по пяти направлениям.

Т.

"